Интервью
- «Несмотря на возросшие нагрузки, личный состав справляется с задачами»
- Станислав Волженцев: «Юмор - мое супероружие»
- Тренер «Новой генерации» Юрий Руднев: «Предложу руководству пересмотреть трансферную политику клуба»
- Андрей Нутрихин: «Все мысли устремлены вперед»
- Начнём с малого -
- Коммунальные кульбиты
- Не скупитесь говорить спасибо
- Альтернатива обеспечена
25.05.2018
Просмотров: 674, комментариев: 0
Среди депутатов первого созыва был и наш земляк
Затяжная нынешняя весна вызывала опасения, что праздник Святой Троицы, выпадающий в этом году на 27 мая, придется справлять без главного символа – распустившихся березовых веточек. Но жители Кобры и их потомки, давно уже не живущие на своей малой родине (Коберский сельский Совет был ликвидирован в 1973 году), все равно готовились ненадолго возвратиться к родным пенатам, к родовым истокам.
Нынче юбилейная троицкая встреча земляков здесь продлится два дня. После посещения кладбища сегодня намечено чаепитие в деревне Зинков, а затем шествие «Бессмертного полка» до обелиска воинам Великой Отечественной, за которым коберцы бережно ухаживают. В этом шествии и митинге у обелиска будут вспоминать и Григория Кирилловича Костина.
...Его удивительная судьба, пожалуй, вполне достойна киноромана, хотя и не в голливудском формате. Родился Григорий в той самой деревне Зинков в 1910 году, в обычной крестьянской семье. Достоверно известно, что у него были брат Павел и сестра Калиса, но потомков у них не осталось - самая младшая в семье умерла при родах, а у брата, офицера Советской Армии, детей не было. Умер и сын Григория. Так прервался один из 34 старинных коберских родов.
Но это было потом. А в начале бурного ХХ века отдаленное бездорожьем, ставшим потом одной из основных причин закрытия, село в 60 км от волостного центра, Койгородка, жило веяниями времени.
Григорий, как и любой крестьянский мальчишка, начал рано работать в отцовском хозяйстве, на лесозаготовках и сплаве. Семья его, видимо, вошла в состав первой в Коберском сельсовете сельхозартели из 15 хозяйств, организованной в декабре 1927-го опять же в Зинкове, а затем преобразованной в ТОЗ (товарищество по совместной обработке земли).
Юноша в 1926 году стал активистом комсомольской ячейки. В ведомостях об уплате взносов за четвертый квартал 1927 года он, самый младший по возрасту, записан первым. На тот момент его социальный статус - середняк.
Ячейка, между прочим, сыграла очень важную роль в жизни отдаленного села. По инициативе комсомольцев, к примеру, здесь были организованы не только кружки политучебы, но и школа-передвижка по ликвидации неграмотности. Окончивший школу первой ступени Григорий мечтал, чтобы путь к знаниям торили все земляки. Активисты участвовали в организации культурных мероприятий, новых форм хозяйствования. Энергичного, стремящегося к знаниям Григория, ставшего секретарем комсомольской ячейки, заметили не только односельчане, избравшие девятнадцатилетнего парня председателем кобринского сельсовета, но и районное руководство. Исследователь истории родного села И.К.Костин, помогавший мне в поисках сведений о Григории Кирилловиче, утверждает, что вскоре того пригласили работать в райцентр, в Визингу.
Новый поворот в жизни и судьбе коберского паренька случился по окончании в 1932 году совпартшколы. За год до этого Григория приняли в партию, а после учебы обком направил его в Усть-Вымский район. И там стремительно развивалась его карьера не только по партийной линии в низовых организациях. Этот незаурядный человек сделал первые шаги в журналистике, стал заместителем редактора районной газеты «Вперед». Через два года его утвердили редактором этого издания, а в горьком 1937-м оголенной после репрессий газеты «Коми комсомолец» (она была основана в 1929 году).
Что предстояло сделать только что назначенному редактору? В постановлении ХII пленума Коми обкома ВЛКСМ, состоявшегося в сентябре 1937 года, читаем: «газета «Коми комсомолец» не возглавила борьбу и разоблачение врагов народа из рядов Областной организации и ее руководства и продолжает проявлять нерешительность в этой главной работе, что является совершенно недопустимым. Несмотря на укрепление газеты кадрами работников, газета до последнего времени не сумела наладить постоянную связь с рабселькорами, в результате чего продолжает проходить мимо происходящих процессов в среде молодежи и неудовлетворительно выполняет свою основную задачу - пропагандистскую работу. Конференция обязывает Обком ВЛКСМ принять меры к немедленному исправлению этих ошибок газеты. Учитывая возросшие запросы и требования комсомольцев и молодежи к газете как организатору комвоспитания молодежи и детей, конференция считает необходимым увеличить периодичность газеты «Коми комсомолец» до 15 номеров в месяц».
Да, поскольку в газету тогда пришли работать журналистами многие рабкоры, надо было снова строить сеть внештатных корреспондентов на местах, в районах. Конечно, как и во всех изданиях того времени, на страницах молодежной газеты было немало того самого официоза, о котором говорится в постановлении. Но мимо острых молодежных проблем газетчики тоже не проходили.
На пленуме, кстати, затрагивалась остро тема пьянства в молодежной среде, поэтому от комсомольского актива требовали усилить культурно-массовую и спортивную работу. И если принять на веру то, что некоторые колхозные комсомольские организации оказались, как следует из постановления пленума, «потеряны», то есть не работали должным образом, надо было налаживать жизнь первичных производственных организаций, больше рассказывать со страниц газеты вообще о производстве, комсомольцах-стахановцах. Молодежная газета, конечно, не проходила мимо этих тем. Но об инициаторах того же движения десятитысячников на лесозаготовках писали журналисты не очерки и зарисовки. В основном это были производственные заметки. Сообщали о комсомольско-молодежных коллективах, трудившихся в лесной промышленности и на селе, в частности в созданных к тому времени машинно-тракторных станциях. Сельская молодежь стремилась к знаниям и новым профессиям, и этот знак эпохи тоже был на страницах «Коми комсомольца».
В том страшном 1937 году в карьере Григория Кирилловича вообще состоялось много знаковых событий - в декабре на пленуме он был избран первым секретарем обкома комсомола. О чем тогда думал 27-летний коммунист, какими мыслями жил? По воспоминаниям современников, у многих кадровых военных, специалистов, ученых, руководителей в СССР тогда был приготовлен чемоданчик на случай ареста. Был ли таковой у Г.К.Костина? В тот год его эта горькая чаша миновала. Может, очередь не дошла, изменились обстоятельства, а может, кто-то невольно защитил, не упомянув имя на допросе. Впрочем, горькие дни придут и в его семью, но спустя десятилетие, после возвращения Григория Кирилловича с фронта.
А в конце 30-х в круговерти дел Григорий Костин успевал заниматься не только комсомольскими проблемами. 26 июня 1938 года в ходе выборов в Верховный Совет Коми АССР первого созыва он был избран депутатом, правда, не от родного Сысольского района. Между прочим, как сообщал тот же «Коми комсомолец» от 30 июля 1938 года, депутатами высшего законодательного органа республики стали 32 комсомольца (всего, напомним, в состав Верхсовета избрали 79 человек). Как сказали бы сейчас – большая парламентская фракция.Некоторые из них были уже кандидатами в члены партии. К слову сказать, 70 процентов избранных тогда в Верховный Совет Коми были людьми в возрасте до 35 лет, сформировавшимися, получившими образование и социальный статус уже при Советской власти.
По Конституции Коми АССР 1937 года вели заседания сессии Верховного Совета республики председатель и два его заместителя, работавшие на общественных началах. В августе 1939 года в связи с переходом на другую работу сложил свои полномочия первый Председатель Верховного Совета Коми АССР первого созыва Питирим Иванович Размыслов. И на эту должность был избран наш земляк Г.К.Костин.Тогда же он стал секретарем Коми обкома ВКП (б) по кадрам.
Все исследователи его биографии отмечают довольно скудные сведения о нем, сохранившиеся в архивах. Хотя и в протоколах различных собраний – комсомольских, партийных, наверное, все же можно почерпнуть немало интересного. Ведь несмотря на канцелярский язык, там есть немало штрихов к портрету времени.
К примеру, о чем могут рассказать архивные документы, касающиеся деятельности Верховного Совета? К тому времени, когда Григорий Кириллович стал Председателем законодательного органа власти республики, началась подготовка к выборам в местные представительные органы власти (они были назначены на 24 декабря 1939 года). Уже на следующий день после избрания, 19 августа, он участвовал в работе президиума Верхсовета, утвердившего формы избирательных документов. Вопросами подготовки выборов, завершавшими выборный цикл, начавшийся в СССР еще в 1937-м, Верховный Совет республики первого созыва занимался активно. И это была разноплановая работа. Обсуждались бюджетные вопросы, создавалась законодательная база.
В грозовой 1941-й Григорий Кириллович был в числе первых ушедших на фронт ответственных работников аппарата и секретарей Коми обкома ВКП(б).Воевал на Волховском, Ленинградском, Первом Украинском фронтах, участвовал в прорыве блокады Ленинграда. Награжден орденом «Красной звезды», медалями «За оборону Ленинграда», «За освобождение Праги».
А как же депутатская деятельность? Новые выборы в Верховный Совет республики должны были пройти еще в 1942 году, но их отсрочили до конца войны. Собирать на заседания членов Президиума, сессии возможностей не было - многих призвали в армию. Единственная за годы войны сессия – шестая по счету - состоялась 12-14 апреля 1944 года. Открыл ее Григорий Кириллович, который, по рассказам, был вызван на несколько дней с фронта и прилетел в Сыктывкар на самолете. Обсуждали депутаты два вопроса: «Утверждение бюджета Коми АССР на 1944 год и утверждение отчетов об исполнении бюджета за 1941,1942 и 1943 годы» и «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета Коми АССР, принятых между V и VI сессиями Верховного Совета Коми АССР». В прениях по основному докладу о бюджете выступили 18 человек, и говорили не столько о достижениях, сколько критиковали чиновников за недостатки.
Может быть, то, что фронтовики по возвращении с войны часто открыто называли вещи своими именами, и становилось тормозом в дальнейшей карьере. В 1946 году Григория Костина направили на работу заместителем директора треста «Печорлес». Его жену назначили директором школы, но случилось, что она приняла на работу «не того» человека, скорее всего, из репрессированных. Кто он был? В этом ли суть? Сколько знакомых и друзей четы Костиных прошли испытание ГУЛАГом и войной. И сколько новых знакомых в Ухте были таковыми. «За потерю бдительности» попало и Г.К.Костину. Его сняли с работы и направили в Троицко-Печорск, в один из местных леспромхозов. Именно это село и стало последней пристанью нашего земляка, а могила его на местном погосте затерялась…
Л.Матвеева.
Депутатами высшего законодательного органа республики первого созыва стали 32 комсомольца (всего в состав Верхсовета избрали 79 человек). 70 % избранных тогда
в Верховный Совет Коми были людьми в возрасте до 35 лет.
Комментарии
Оставить комментарий