Интервью
- «Несмотря на возросшие нагрузки, личный состав справляется с задачами»
- Станислав Волженцев: «Юмор - мое супероружие»
- Тренер «Новой генерации» Юрий Руднев: «Предложу руководству пересмотреть трансферную политику клуба»
- Андрей Нутрихин: «Все мысли устремлены вперед»
- Начнём с малого -
- Коммунальные кульбиты
- Не скупитесь говорить спасибо
- Альтернатива обеспечена
04.08.2016
Просмотров: 1815, комментариев: 0
Следствие ведут знатоки
О собеседнике
Родился в Сыктывкаре.
В следственных органах РФ работает с 2011 года после окончания Академии
Генеральной прокуратуры РФ в Санкт-Петербурге.
Послужной список: подразделения СК РФ в Санкт-Петербурге, Ухте, Сосногорске, с 16 мая 2016 года – в Сысольском межрайонном следственном отделе.
Женат. Супруга закончила ту же академию, юрист.
Воспитывает дочь, которой нет еще и года.
Продолжатель семейной династии. Отец и мать – ветераны прокуратуры. Отец Марзанов Александр Иванович в 1977-1982 годы был прокурором Койгородского района, сейчас на заслуженном отдыхе.
Самый главный совет, который получил от отца, когда тот напутствовал в профессию: «Больше слушай - меньше говори».
- Павел Александрович, раз уж разговор мы начали с исторического экскурса, подследственность дел у СК РФ та же - как и в петровских канцеляриях?
- В принципе, да, органами Следственного комитета расследуются наиболее общественно опасные преступления – убийства, изнасилования, все преступления тяжкие и особо тяжкие, совершенные несовершеннолетними и в отношении них, коррупционные, должностные преступления, преступления, совершенные в отношении представителей власти, и преступления, совершенные сотрудниками правоохранительных органов и, так называемыми, специальными субъектами: судьями, прокурорами, следователями, адвокатами.
- По аналитике правоохранительных органов по итогам 2015 года и первого полугодия нынешнего в районе наблюдается устойчивая тенденция снижения преступности в целом (по первому полугодию на 35%) и по особо тяжким и тяжким (на 15%). Какие дела с начала года были наиболее резонансными?
- Я бы не сказал, что в этом году были какие-то громкие дела. Разве что отметил бы уголовное дело в отношении бывшего первого заместителя руководителя администрации района. Ему инкриминируется хищение муниципального имущества, мошеннические действия при осваивании бюджетных субсидий и незаконная предпринимательская деятельность. Дело находится в стадии предварительного расследования, активно проводятся следственные действия. В отношении него избрана мера пресечения – домашний арест, которая исключает возможность давления на свидетелей, используя свой авторитет, свою власть.
- В народе уже окрестили пятницу черной – почему-то именно тогда происходят задержания фигурантов коррупционных дел в регионе. Но что интересно - в «черных списках» только регионы, хотя в московских кругах уровень коррупциогенности, наверное, повыше…
- Ну почему же? Не так давно возбуждены уголовные дела в отношении ряда руководителей министерства культуры России по статье мошенничество в особо крупном размере, а буквально вчера «засветились» высшие чины Следственного Комитета РФ. Просто в регионах это все очень явно и самонадеянно. Люди считают, что если до столицы далеко, то никто не достанет. На самом деле это глубокое заблуждение. Я пять лет сразу после окончания академии работал в Санкт-Петербурге. И приходилось задерживать и мэра городского округа (население, конечно, несоизмеримо с нашими муниципальными образованиями – жителей порядка миллиона человек). Просто, может, это не так афишируется…
- А из вашей следовательской практики какое дело оставило наиболее глубокий след?
- Это опять же связано с Петербургом. Произошла серия дерзких разбойных нападений на престарелых граждан. Я случайно из репортажей по ТВ увидел видеоролик о том, что совершено разбойное нападение в отношении двух бабушек, в том числе участников Великой Отечественной войны. Уголовное дело велось в полиции, и я тогда начальнику следственного отдела предложил самим его расследовать. В полиции отнеслись с пониманием. Вскоре мы вышли на цепочку разбойных нападений – смогли «откопать» по городу 8 таких преступлений, включая и те, где потерпевшие не смогли выжить.
Грабитель всегда работал с семилетним ребенком, заранее отслеживая, когда старики получали пенсии. Бабушки, дедушки заходили в подъезд, за ними этот мальчик, который придерживал дверь, впуская отчима. Тот зверски избивал стариков, забирал деньги. По данному уголовному делу двое погибших – две бабушки. Наверное, это мистика, но в тот день, когда одна из бабушек, находясь в тяжелейшем состоянии в больнице, все-таки скончалась, преступник умер от передозировки наркотиков. Его личность мы смогли установить буквально через 2-3 дня, задержав соучастника-ребенка. События происходили в 2014 году, и оставили такую вот зарубину. Потом руководитель Следственного комитета А.И. Бастрыкин благодарил следователей за то, что проявили инициативу и сработали на опережение.
- Вы за это получили награду?
- Да, мне вручили ведомственную награду «Медаль за заслуги».
- Органы следствия расследуют дела, связанные с незаконным оборотом наркотиков?
- Да. С 1 июня этого года служба по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ФСКН) ликвидирована как самостоятельная структура, она присоединена к Министерству внутренних дел. И часть дел ФСКН передана Следственному комитету. Совсем недавно, в июне, я был командирован в Усинск, и как раз два дела были связаны с выявлением наркопритонов.
В нашем отделе два следователя – Наталья Адимовна Овчинникова и я. Когда в районе спокойно и с работой может справиться один сотрудник, второго могут командировать в другие отделы республики.
- Наш район, конечно, не Усинск и, слава богу, что нет уголовных дел, связанных с оборотом наркотиков, хотя, конечно, не стоит самоуспокаиваться, сознавая, какую опасность таит наркомания для наших детей, выезжающих на учебу в города. Но не может не тревожить тот факт, что в республике устойчиво высокий уровень пьяной преступности, половину преступлений фигуранты совершают в состоянии алкогольного опьянения. Это один из самых высоких показателей не только по Северо-Западу, но и в целом по России, отмечал в одном из интервью министр МВД РК Виктор Половников. По нашему району этот показатель даже выше – из всех зарегистрированных преступлений 58 %, в том числе и тяжких и особо тяжких. Вот как с этим-то бороться?
- Мы не можем запретить продажу алкоголя и ввести сухой закон, к примеру - этого никто не позволит. Человек сам, его близкое окружение должны осознавать пагубность падения в алкогольное болото. А если человек не осознает и хочет пить – пусть пьет, но не нарушает общественный порядок и не тиранит домочадцев. Ну а все субъекты профилактики, наверное, должны бороться за культуру бытия как альтернативы пьянства. Сотрудники полиции довольно оперативно реагируют на появление пьяных в общественных местах, тем самым упреждая, возможно, тяжкие преступления. Хотя при этом страдают сами.
К примеру, в этом году было заведено уголовное дело на гражданина, который применил насилие в отношении сотрудника правоохранительных органов, при этом угрожая убийством. Дело уже рассмотрено в судебном порядке, вынесен приговор. В июле нами было направлено в суд дело в отношении гражданина за оскорбление сотрудника полиции, находящегося при исполнении служебных обязанностей.
- А есть ли уголовные дела, связанные с подкупом представителей власти?
- В этом году было заведено уголовное дело в отношении гражданина, который, находясь в состоянии алкогольного опьянения, пытался всучить взятку сотруднику ГИБДД за то, чтобы не оформлялся протокол. Дело передано в федеральный суд, но пока еще не рассмотрено...
- Какие преступления наиболее сложно расследовать?
- Все-таки, наверное, преступления экономической направленности, потому что они совершаются людьми другого склада ума что ли, другой логики (это не алкаши, которые повздорили на кухне и друг друга порезали). Преступники очень грамотно работают, тем более, когда это организованные группы. Мне довелось вести подобное дело - «черных риэлторов», о мошенничестве с квартирами, и довольно сложно было распутать преступную цепочку.
- Охотно ли граждане сотрудничают со следственными органами?
- Мы редко сталкиваемся с непониманием. Преступления, которые расследуют органы СК, по большей части связаны со смертью. Поэтому каждый на себя примеривает эту боль, страх, ужас. Одно дело, когда украли велосипед, у граждан может быть какое-то безразличие. И другое – когда опрашиваешь очевидцев убийства или преступления в отношении несовершеннолетних.
К примеру, в этом году 9 мая в Койгородке 17-летним гражданином, который ранее уже привлекался к ответственности за кражи, было совершено преступление (квалифицируется как тяжкий состав – разбой) в отношении 14-летнего школьника – он избил подростка, нанеся вред здоровью, отобрал телефон и кроссовки. Преступившему закон несовершеннолетнему грозит до 8 лет лишения свободы.
- Как сыщику удается сохранять хладнокровие, видя смерть, горе, и в то же время не позволить очерстветь душе…
- Просто надо грамотно переключаться. К примеру, дома мы вообще не ведем об этом разговоры. Помню, еще в начале карьеры следователя было дело в отношении насильника несовершеннолетней. Тогда просто хотелось его уничтожить, самому совершить правосудие. Со временем эмоции притупляются, приходит профессионализм. Обвиняемый – человек, гражданин, у него тоже много прав, гарантированных нашими законами, и никому, кроме суда, недопустимо вершить правосудие. В противном случае мы будем не лучше тех, кто преступил закон. Но преступления в отношении стариков и детей все-таки очень задевают, эмоции по ним всегда остаются.
- Для советских людей образ следователя ассоциируется с героями культового сериала 70-х годов «Следствие ведут ЗнаТоКи». С тех пор этот образ изменился?
- Наверное, да. Приходит новое поколение – более жесткое, прагматичное, нацеленное на карьеру. Хотя цели у тех и нынешних знатоков остались прежними – бороться с преступностью.
- А вы верите, что с преступностью когда-нибудь будет покончено раз и навсегда?
- Она неистребима. В России что только не делали с преступившими закон: и руки отрубали ворам, и жгли на кострах, и пожизненно их сажали, и расстреливали. Вот свести преступность к минимуму - наша задача, всего общества.
- Что пожелаете коллегам в профессиональный праздник?
- Не терять решимости, не отчаиваться в работе, чтобы было поменьше моментов, когда хочется все бросить. Ну и, конечно, здоровья.
- Спасибо за беседу.
Ее вела Т.Алексеева.
Комментарии
Оставить комментарий