Интервью
- «Несмотря на возросшие нагрузки, личный состав справляется с задачами»
- Станислав Волженцев: «Юмор - мое супероружие»
- Тренер «Новой генерации» Юрий Руднев: «Предложу руководству пересмотреть трансферную политику клуба»
- Андрей Нутрихин: «Все мысли устремлены вперед»
- Начнём с малого -
- Коммунальные кульбиты
- Не скупитесь говорить спасибо
- Альтернатива обеспечена
18.04.2024
Просмотров: 1115, комментариев: 0
Семейное счастье супругов Лондаренко
Есть нынче проблема с водой - ее уровень и в колодце, и в скважине упал. Но мои собеседники надеются, что все восстановится.
- Осенью дождей было немного, в этом причина, - считает хозяин дома. Его построили в конце 80-х, когда лесопромхоз еще вел жилищное строительство. Потом времена изменились, не стало лесопункта, а теперь и поселок, с которым связана вся жизнь, медленно угасает.
Родители В.Ф.Лондаренко создали семью здесь, в п.Ком. Отец Федор Сергеевич приехал в поселок в 30-е годы. Его семью выслали из с.Миловать Саратовской области в 1930-м как кулацкую. Мама Александра Григорьевна тоже из семьи репрессированных, сосланной сначала в п.Зимстан Усть-Куломского района. Только родовые корни Андреищевых в Воронежской области, которая в 1928-1934 годах называлась Центрально-Черноземной.
Но в Коми земли не такие благодатные для земледелия, как на родине раскулаченных. Да и изначально спецпереселенцев предполагалось, в соответствии с постановлением Совнаркома РСФСР «О мероприятиях по проведению спецколонизации в Северном и Сибирском краях и Уральской области», направить на лесозаготовки. В течение 1930 года в Коми возникли поселки Крутобор, Лопью-Вад, Ындин, Вежаю, Окос (УстьКуломский район), Боровой, Одью (Сторожевский район), Вэръю, Расъю, Емельстан (Сыктывкарский район), Мещура, Усть-Коин, Ветью (Усть-Вымский район), Ниашор, Воквад, Яр (Визингский район), Велдорью, Усть-Вель, Сорьель, Немецкий, Чесьель (Прилузский район), Кедровый Шор. К началу следующего года в них насчитывалось 39 тысяч спецпереселенцев.
Это были очень непростые годы для прибывших на север семей. Летом 1933-го в Коми области было проведено сплошное обследование всех 46 спецпоселков, показавшее тяжелейшее положение спецпереселенцев. И хотя формально в декабре 1936 года, когда была принята новая Конституция СССР, спецпереселенцев уравняли в гражданских правах с остальными категориями населения, они не имели права уезжать за пределы спецпоселков без разрешения комендатуры.
Федор Сергеевич не попал под мобилизацию в годы войны - ему выписали бронь, как единственному механизатору, рассказывает Василий Федорович. Но он все же решил на свой страх и риск ночью отправиться в военкомат в Визингу - в тылу было голодно, а солдат, предполагал мужчина, наверное, кормят получше. Однако беглеца догнали, вернули, но наказывать не стали - его мастеровые руки были нужны на производстве.
Супруги Лондаренко вырастили четверых чад. Старший Василий, закончив школу, уехал в Красный Затон, чтобы выучиться на речника. Только что полученная гражданская специальность повлияла на армейский отбор. Отслужил молодой человек с 1966 по 1969 год на Северном флоте. Приехав в отпуск, женился на девушке, с которой знаком с детства. Молодые люди особенно подружились во время учебы в Сыктывкаре - Зоя тогда училась в педучилище. После получения диплома ее направляли в Нючпас, а ее мужу предстояло еще дослужить на корабле.
Ее родители - Александр Афанасьевич и Анна Егоровна Тороповы - уроженцы д.Гурган. В поселок лесозаготовителей они приехали еще до войны, когда он только-только зарождался с землянок да бараков. Семья была большая, семеро детей: пять сыновей и две дочери, Зоя четвертая. Когда девочке исполнилось десять лет, мамы не стало. Отец, погоревав, вновь женился, мачеха оказалась добрейшей женщиной.
Зоя Александровна проработала в Нючпасе всего год, а затем много лет трудилась учителем начальных классов в родной комской школе. А Василий, вернувшись со службы, устроился радистом в аэропорту, через полгода вернулся в родной поселок, затем выучился на водителя.
Вся дальнейшая трудовая жизнь супругов была связана с Комом. В начале 70-х молодые люди продолжили профессиональную учебу. Зоя заочно училась в педагогическом институте, Василий сначала выучился на водителя, затем заочно же закончил ухтинский техникум, а затем и Ленинградскую лесотехническую академию, получив специальность технолога.
- Меня сначала назначили мастером, затем техноруком, впоследствии начальником лесопункта, нужно было постоянно повышать профессиональный уровень, - объясняет свое стремление к знаниям Василий Федорович.
- Как же вы оба, работая, еще и успевали успешно учиться? Ведь и домашних хлопот и дел на подворье, наверное, хватало.
- Нам очень помогла его мать, - говорит Зоя Александровна. - И с домашними делами, и дочку Лену воспитывать.
Спокойная, строгая в суждениях, она не умеет сидеть без дела. Когда в поселке 15 лет назад закрыли школу, она начала работать в местном клубе, совместно с активистами ветеранского движения организуют различные мероприятия. Когда с весны по осень поселок оживает, и в клубе становится многолюдно. Но и по сей день вспоминает своих учеников. Конечно, все были разные, но более любознательные и послушные, чем нынешняя детвора, быстро включающимися в самостоятельную работу над заданиями учителя - в начальном звене учителя малокомплектных школ работают с двумя классами сразу.
Елена, как и мама, стала учительницей, живет в Кажыме, две внучки супругов Лондаренко уже взрослые. Жизнь продолжается…
Л.Матвеева.
Комментарии
Оставить комментарий