Главная Общество Экспериментальные площадки- это шаг в будущее и для провинции
01.03.2012
Просмотров: 2326, комментариев: 0

Экспериментальные площадки- это шаг в будущее и для провинции

- Алена Анатольевна, чему был посвящен нынешний диалог представителей педагогической общественности страны?
- Это был действительно большой разговор, в котором участвовали наши коллеги со всей России - от южных регионов до Сургута. Аудитория разная: учителя, завучи, директора школ, начальники управлений образования, преподаватели вузов, научные работники.

Тема нынешнего семинара - «Оптимальное сочетание инноваций и традиций в практике современной школы» - очень важна для практики наших образовательных учреждений, работающих над реализацией национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Сегодня в начальном звене системы общего образования России приступили к работе по новым ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты). Через несколько лет их внедрение начнется в среднем, а затем и старшем звене. Благодаря тому, что в районе за год до начала полномасштабного применения новых стандартов Койгородская школа начала экспериментальную работу в этом направлении в статусе республиканской пилотной площадки (учительница Е.А.Ушакова), наши образовательные учреждения вошли более «мягко» в штатный режим работы по ним. И тем не менее недочетов первый год применения новых ФГОС выявляет немало, и они в большей мере как раз касаются проблематики оптимального сочетания новаций и традиций.

Потому и было очень важно выслушать как теоретиков, сочетающих научную деятельность с работой в школах (к примеру, в той же гимназии №56), так и мнение практиков с мест на «круглых столах». К примеру, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, зам. директора гимназии Е.Д.Тенютина выступила с докладом «Анализ современного урока с точки зрения сочетания традиций и новаций». Другой заместитель директора, тоже кандидат педагогических наук, Е.В.Меттус остановилась на психолого-педагогическом сопровождении современного образовательного процесса. Согласитесь, обе проблемы заслуживают пристальнейшего внимания не только со стороны педагогической общественности. Сегодня в школах очень важна деятельность педагогов-психологов, а их недостаточно. Как решать этот вопрос в рамках существующего финансирования?

Заслуженный учитель РФ С.В.Данилов темой своего выступления выбрал традиции и новации в современной системе внеклассной работы. Тоже тема актуальная, особенно в свете того, что нынешний год объявлен Годом российской истории. Кстати, именно этой теме нынче посвящена традиционная научно-практическая конференция учащихся школ района, которую мы проводим ежегодно.

На следующий день состоялись три круглых стола: «Технология современного урока», «Сопровождение образовательного процесса и создание условий для повышения квалификации педагогов», «Расширение современного образовательного поля», еще один круглый стол - «Перспективы развития Содружества авангардных школ» - завершал семинар. Важной и полезной информации было столько, что, казалось, невозможно все запомнить. Но систематизируя ее накануне семинара директоров школ, понимаю - этот «капитал» теперь уже растерять невозможно.

Третий день семинара опять же начался с научных докладов, темами которых стали «Информатизация образовательного учреждения: проблемы и перспективы» , «Информационное пространство современной школы», «Образцовая школа Smart» (два последних выступления - специалистов системы SMART Technologies в России и СНГ). Большое впечатление произвела видеоконференция с участием коллектива московской СОШ №185 - «Дистанционное обучение в дистанционной школе ХХI века».

Кстати, в конце 2010 года мы приобрели для первых классов всех школ района мультимедийные проекторы и экраны в рамках внедрения новых ФГОС. Напомню: регион пошел на беспрецедентное обеспечение бесплатными учебниками учащихся начального звена, в нашем районе - в рамках образовательной программы «Школа-2100», «Школа России»...

- В течение года было много вопросов от родителей по поводу рабочих тетрадей и учебника технологии.

- Обращаю особое внимание: рабочие тетради сюда не входят. А учебники по технологии, к сожалению, оказались изначально не включены в этот комплект. И сегодня мы пытаемся найти оптимальный вариант решения проблемы с этим учебником, он будет приобретен.

В конце прошлого года наконец-то появился интернет во всех школах района. Несмотря на то, что ежемесячная абонентская плата около 8000 рублей для школ со спутниковым интернетом - это дорогое удовольствие, мы идем на такие траты. Ведь на том же сайте Содружества авангардных школ, к примеру, происходит обмен инновационными идеями, выкладываются открытые уроки, разработки уроков, нормативные акты для администраций образовательных учреждений.

Можно почерпнуть много иной полезной информации на других сайтах по педагогике. В том числе и по грантовым конкурсам - а это дополнительное финансирование образовательных учреждений. Мы стараемся принять участие в каждом из тех, что приемлемы в наших условиях.

Напомню: в прошлом году обладателями грантов Главы РК стали коллектив Койгородской школы и учительница Кузьельской школы Е.А.Чебан. Наши дети принимают активное участие во многих интересных заочных конкурсах - их сейчас немало. Ребята проявляют в них себя неплохо. В декабре прошлого года учительница Койгородской школы Р.К.Царегородцева и ее ученица А.Новоселова стали лауреатами Малой Нобелевской премии 2011 года.

- Какое самое значимое впечатление от семинара в Санкт-Петербурге?

- Впечатлений много. К примеру, нам были предложены по 11-12 открытых уроков ежедневно на выбор в младшем и старшем звене, всего около 50. Мне за два дня удалось побывать на двух уроках математики (в шестом и девятом классах), а также на уроках физики и экономики. Особенно большое впечатление произвели педагогическое мастерство обладателя «Хрустального пеликана» И.В.Гуменской, дававшей на уроке экономики в 10 классе тему «Продукт фирмы», и вовлеченность класса в работу. Хотя в этом образовательном учреждении на уроках все дети очень активны, здесь они показали просто высший класс. Впечатляет их умение общаться на уроках с педагогом и друг другом, они не боятся рассуждать, ставить проблемные вопросы.

Думаю, очень важно применить у нас идею двухнедельного фестиваля открытых уроков. которая в гимназии №56 практикуется не первый год. И тут не только важен посыл, который я повторяю всегда коллегам: мастерством важно делиться. Важно то, что в ходе такого фестиваля учитель полностью раскрывается как профессионал.

Много внимания уделялось сетевому взаимодействию. Было интересно сравнить работу гимназии в северной столице и нашу райцентровскую школу вот в каком плане. Там тоже, как и у нас, единая соместная площадка деятельности школы и Центра дополнительного образования, что очень важно в рамках реализации новых ФГОС. Кроме того, здесь также, как и в наших школах, реализуется идея преемственности обучения в дошкольной и школьной системах. У нас - это и школа будущего первоклассника в Подзи, Койдине, Койгородке, и школы-сады. Там, в гимназии, тоже созданы дошкольные группы, количество которых будет увеличиваться. Такая практика чрезвычайно эффективна, она не «ломает» детей психологически - они постепенно привыкают к школе и будущей «второй маме» в лице учителя начальных классов.

- В советские времена проблемам сотрудничества семьи и школы был посвящен целый отраслевой журнал. Сегодня многие общественные движения бьют тревогу по поводу того, что данной проблематике в последние десятилетия не уделялось должного внимания...

- Обратила внимание на большое отличие от наших реалий - там огромная помощь, как материальная (бюджетное финансирование, как и у нас, довольно скудное, потому очень важна спонсорская поддержка), так и моральная родителями педагогического коллектива гимназии; радует четкое понимание ими целей и задач процесса обучения в данном образовательном учреждении и заинтересованная вовлеченность в важнейшие элементы этого самого процесса. Все это производит серьезное впечатление. К сожалению, у нас чаще всего наоборот - недопонимание со стороны родителей, часто в критике с их стороны нет конструктива.

Конечно, в наших условиях труднее реализовать идею портфолио «выходной день ребенка», где ученик подробно рассказывает, как он проводит досуг за стенами школы. Все же возможностей для приобщения к культурным ценностям в условиях провинции значительно меньше. Тем не менее они есть и у нас, как и для занятий спортом. И это помогает еще и сплотить детей и родителей, чаще занятых лишь добыванием средств к существованию.

- В заключение сформулируйте, пожалуйста, основные задачи управления образования администрации МР «Койгородский» на нынешнем этапе реформы.

- На первом месте - приведение в соответствие с современными нормативами безопасности образовательных учреждений. В рамках нацпроекта «Образование» и региональной программы модернизации отрасли в этом направлении сделано немало, в основном остались невыполненными дорогостоящие мероприятия.

Начиная с 2004 года, в летний период в 2-3 учреждениях образования обязательно проводится капремонт зданий. В прошлом году на капремонт было выделено 5 млн. рублей. Все образовательные учреждения оснащены противопожарным оборудованием. Сегодня начинает поступать современное технологическое оборудование для школьных столовых (на его приобретение затрачено 2,5 млн. рублей из республиканского бюджета).

Следует отметить, кстати, что в образовательных учреждениях организовано двухразовое питание учащихся начального звена, стопроцентное горячее питание учащихся среднего и старшего звена. Учащиеся из малообеспеченных семей питаются за счет отять же средств регионального бюджета.

Второе - повышение качества образования, обученности детей. Третье - установление взаимопонимания педагогических коллективов и родителей.

- Спасибо за беседу.

Ее вела Л.Матвеева.

Комментарии


достижения.рф

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Опросы

Госсовет принял позитивное решение по референдуму. В ближайшее время будет начата процедура сбора подписей. Одобряете ли Вы идею референдума о переносе столицы Республики Коми из Сыктывкара в Ухту.
Посмотреть итоги
Все опросы

Каталог организаций