Интервью
- «Несмотря на возросшие нагрузки, личный состав справляется с задачами»
- Станислав Волженцев: «Юмор - мое супероружие»
- Тренер «Новой генерации» Юрий Руднев: «Предложу руководству пересмотреть трансферную политику клуба»
- Андрей Нутрихин: «Все мысли устремлены вперед»
- Начнём с малого -
- Коммунальные кульбиты
- Не скупитесь говорить спасибо
- Альтернатива обеспечена
Здесь решались судьбы Европы и всего мира
Накануне 8 сентября большинство российских СМИ не раз обращались к теме Отечественной войны 1812 года. Уже прошло немало торжественных мероприятий в честь 200-летия войны с Наполеоном. 2 сентября Президент России Владимир Путин принял участие в памятных торжествах, посвященных 200-летию Бородинской битвы, и вручил грамоты о присвоении звания «Город воинской славы» Можайску и Малоярославцу.
И это не случайно - судьба войны решилась в Малоярославце, в октябре 1812 года. Сражение, в котором участвовало 50 тысяч человек с обеих сторон, длилось 18 часов, город восемь раз переходил из рук в руки. После боя М.И. Кутузов окончательно овладел стратегической инициативой и заставил Наполеона принять решение об отступлении.
После возложения венка к монументу героям Бородина (он был заложен в августе 1837 года на месте батареи генерал-лейтенанта Н.Раевского) глава государства, обращаясь к собравшимся, отметил: «В истории нашей Родины было немало трагедий и войн, но лишь две из них названы Отечественными. И в той, и в другой войне решались судьбы России, Европы и всего мира».
Как подчеркнул президент, в войне 1812 года на борьбу против завоевателей «поднялся весь народ - от мала до велика». Среди них были и наши земляки. Мы уже не раз сообщали о ведущихся редакцией «Новой жизни» поисках потомков стрелков, ушедших на войну добровольцами и служивших в армии генерала П.Х.Витгенштейна. И по родословной одного из солдат мы близки к разгадке, о чем надеемся вскоре вам поведать.
Тем временем начинается поиск по другой теме, касающейся войны 1812 года. Почти что ежегодно в русскую армию набирали рекрутов из наших сел и деревень. Так, судя по данным ревизских сказок 1811 года, только из Гривы в рекруты в канун войны ушло несколько молодых людей.
Из домохозяйства Мирона Панфиловича Матвеева брат Григорий отдан в рекруты в 1797 году, из домохозяйства Аники Ивановича Чугаева внук Петр Никифорович - в 1802-м (в год смерти деда).Из домохозяйства Лаврентия Васильевича Истомина сын Яков - в 1805-м, в тот же год ушел в армию внук Ивана Дмитриевича Ушакова Егор Сергеевич.
Из домохозяйства Киприяна Савиновича Чугаева внук младший Иван Иванович - в 1806-м, вместе с сыном Макара Еремеевича Карманова Григорием. Из домохозяйства Кирила Яковлевича Истомина сын Василий - в 1808-м, в следующем, 1809-м, - сын Михайлы Федосеевича Матвеева Федот и старший сын Степана Михайловича Карманова Тихон. Из домохозяйства Власа Михайловича Чугаева внук Иван Архипович ушел служить в 1810-м, в том же году, кстати, был отдан в рекруты двоюродный брат отца будущего стрелка Феофилакта Васильевича Чеснокова из Мырпонаиба Григорий Герасимович. Всего на тот момент по переписи в селе числилось 179 жителей мужского пола...
Краеведы справедливо отмечают, что кто-то из них мог участвовать в кампаниях против Наполеона, вот только удастся ли найти такие сведения в военных архивах? Предыдущий наш призыв к потомкам стрелков остался без отклика. Если еще накануне 25-летия Бородина, в ревизских сказках 1834 года частично наши ветераны были особо отмечены (читайте в предыдущих публикациях в «НЖ» - №74, 83, 90), к столетней дате о них уже практически не помнили - новые рекруты возвращались с других войн.
И все же даже по этому перечислению можно понять: у братьев и племянников этих солдат русской армии точно есть потомки в нашем селе. К примеру, от рода Евмения Григорьевича Ушакова ведут отсчет несколько нынешних жителей Гривы, а рекрут Егор Сергеевич Ушаков - его двоюродный брат, выросший с ним в одном дедовском доме...
Л.Матвеева.