Главная Общество По бесконечным просекам тянулся Суровых дедов наших скорбный путь
06.08.2015
Просмотров: 2685, комментариев: 0

По бесконечным просекам тянулся Суровых дедов наших скорбный путь

Открылась конференция литературно-музыкальной композицией «Время помнить наступило», в которой приняли участие библиотекари и работники музея. Почему темой обсуждения стал Воквад? Это один из самых крупных спецпоселков Коми области, образованный 15 июля 1930 года. Находился в глухой тайге в 16 километрах от села  Грива. В 1932 году здесь проживало 1742 спецпереселенца.
 
С приветственным словом к собравшимся обратились первый заместитель руководителя администрации Главы и Правительства РК А.С.Родов, директор информационно-познавательного центра российских немцев, вице-президент федеральной немецкой национально-культурной автономии О.Ф.Штралер, и.о. главы МР «Койгородский»-руководителя администрации района Н.В.Костина.
 
А.С.Родов, чьи родственники по материнской линии, российские немцы, были в числе спецпереселенцев Воквада, поделился своими воспоминаниями, вручил сертификат министерства национальной политики Республики Коми на 100 тысяч рублей Койгородскому краеведческому музею для создания экспозиции «Память и время», а также документы из личного архива к этой выставке.
 
О.Ф.Штралер рассказал о том, какую работу по восстановлению и сохранению исторических корней, исторической памяти о судьбах российских немцев проводит немецкая национально-культурная автономия Республики Коми 
Самые бесстрастные свидетели на суде истории – архивные документы, письма и воспоминания тех, кто пережил те страшные годы, которые затем прозвучали в выступлениях участников конференции. Первый блок «Спецпоселки - горькое наследие Республики Коми» открыл доклад зав. методико-инновационным отделом Койгородской МЦБ Е.П.Гачко. Она остановилась на вопросах государственной политики в отношении спецпереселенцев (это граждане, высланные массовыми партиями в административном порядке в отдаленные районы страны и ограниченные в праве свободного передвижения, люди, отправленные в ссылку навечно).
 
Она напомнила: в  20-е годы ХХ века государством активно стала осуществляться политика добровольного переселения крестьянина на малоосвоенные земли. Но ее  результативность была  невысокой, так как приток желающих был гораздо ниже тех потребностей, которые диктовала необходимость развития экономики молодого советского государства. Политика добровольного переселения сталкивалась  с  постоянными  проблемами. Фактически то, что не смогло сделать государство на законном основании, стало осуществляться путем насильственного перемещения миллионов раскулаченных крестьян.Именно экономические потребности государства играли приоритетную роль в осуществлении массовых принудительных переселений.
 
Работа центра по «распределению» спецпереселенцев шла достаточно четко. Существовали планы и разнарядки, по которым спецпереселенцы поступали в регионы, где использование труда ссыльных осуществлялось посредством заключения договоров с крупными хозяйственными организациями, на которые была возложена обязанность по вселению, трудоустройству и обслуживанию репрессированных крестьян. В Коми области спецпереселенцы были  переданы лесозаготовительному тресту «Комилес» и должны были осваивать лесные массивы региона.
 
В Северный край, в состав которого входила Коми автономная область, первые эшелоны с «бывшими кулаками» стали прибывать в конце февраля 1930 года. В 1930-1931 гг. в Коми область было переселено 40 325 раскулаченных в ходе массовой коллективизации из центральных районов страны. Было организовано 46 спецпоселков, часть которых из-за неперспективности была ликвидирована уже в ближайшие годы. В труднодоступных местах Сысольского района, который тогда включал и территорию Койгородского, были основаны девять спецпоселков: Воквад, Воктыла, Долгая, Иван-Чомья, Видзью-Яр, Рабог, Койгородок-база, 131 квартал, Кузьель. В 1935 году наибольшее количество спецпереселенцев было размещено в Усть-Куломском и Сысольском районах.
 
Спецпереселенцев завозили в деревни, близлежащие к местам будущих вырубок, либо прямо в лес, где они жили в землянках или палатках, пока строили поселки. К осени 1930-го в Северном крае было построено только 66 постоянных жилищ, а требовалось около 6 тысяч. Большинство спецпереселенцев и через два года после высылки не имели постоянного жилья. Причин тому несколько. Главным занятием спецпереселенцев была лесозаготовка, поэтому с началом заселения часть из них работала в лесу, а на строительстве поселков оставалось несколько бригад. Кроме того,  ощущалась острая  нехватка строительных инструментов и строевого леса. 
 
Кстати
Каждый спецпереселенец обязан был являться на регистрацию в спецкомендатуру. На каждого старше 16 лет заполнялась отдельная карточка. Запрещались отлучки из спецпоселков и мест работы, переписка с родственниками. 
Они имели право на общих основаниях с другими гражданами организовывать колхозы, участвовать в выборах и быть избранными в местные органы власти (сельские, районные и др.), создавать культурно-просветительные организации (кружки самодеятельности, музыкальные). Их дети имели право учиться в средних, специальных и высших учебных заведениях. Правда, в средних школах и училищах - без выезда за пределы района, а в вузах - только в пределах республики. Спецпереселенцы были обязаны заниматься общественно-полезным трудом в колхозах, государственных и кооперативных организациях, беспрекословно соблюдать установленный в поселке порядок, проводить в жизнь все распоряжения  местных советских органов и спецкомендатур.
 
 
 Презентация Т.А.Попковой, учителя истории средней школы п.Первомайский, внучки раскулаченной крестьянки из Орловской области, состояла из двух частей. В первой она рассказала о том, какую поисковую работу ведет совместно с учениками своей школы. Ребята знакомятся с архивными документами, бывают с экспедициями по сбору исторических материалов в соседних районах.
 
В руки исследователей из Первомайска попал уникальный источник по истории политических репрессий - журнал учета спецпереселенцев Ниашора в алфавитном порядке с 1930 по 1945 год. В документе даны сведения о членах 420 семей - дата  и место рождения, национальность, откуда высланы. Среди примечаний - отметки о смерти, побегах, перемещении спецпоселенцев, освобождении, призыве в РККА и т.д. Такое ощущение, что вся раскулаченная Россия собралась в Ниашоре, сюда были высланы жители 32 областей СССР, отметила Тамара Александровна. Документ многие годы вел бухгалтер Филипп Кашкин, высланный из Гомельской области.
 
Судя по всему, ушли в побег 30 спецпереселенцев из Ниашора, в основном это взрослые дети, но после 1938 года таких случаев уже не было. Пятеро человек были арестованы, в основном это отцы семейств, из которых совершили побеги. 184 спецпереселенца были призваны в армию, в основном в 1942 году (точных цифр погибших на фронтах нет), 15 человек были направлены на оборонные работы.
 
Следует отметить, что в третьем блоке конференции «Судьбы людские» выступила с докладом школьница из Койгородка Арина Турубанова с отчетом о проделанной работе группы «Поиск». Детская поисково-краеведческая группа «Поиск», организованная на базе койгородского краеведческого музея совместно с центром дополнительного образования, активно, уже много лет в летнее время ведет активную поисковую работу. Вместе с руководителем Е.М.Кобловой и педагогом М.Р.Артеменко ребята внесли большой вклад в изучение истории семей репрессированных нашего района.  Тема ее доклада -  жизненные пути спецпереселенцев Воквада, участников Великой Отечественной.
Арина рассказала о судьбах четырёх человек, которые в трудный для страны час, забыв несправедливое отношение к себе, боль и обиду, с оружием в руках встали на защиту Родины. Среди них - Лобков Фёдор Иванович, родившийся в 1918 году в посёлке Кумак Орского района Чкаловской области.
 
26 января 1944 года он был награждён медалью  «За боевые заслуги». В наградном листе от 20 января 1944 года сообщается, что Федор Лобков «…показал себя храбрым и способным разведчиком.  … во время штурма Вороньей горы лично уничтожил из автомата 7 фрицев». На  конференции ответственный исполнитель межрегионального проекта «Герои вечной Победы» в Койгородском районе директор музея В.В.Тухель вручила наградной лист Фёдора Ивановича его дочери Зое Федоровне Юркиной. 
 
В Ниашоре было два детских дома. В одном из них учился К.А.Гадельшин, чью семью выселили на Север, в Воквад, из Новопокровского района Оренбургской области в 1930 году. После школы он закончил педрабфак, пединститут, трудился учителем, завучем, директором Койгородской школы, возглавлял республиканский институт усовершенствования учителей. Уже находясь на заслуженном отдыхе, Камильян Атаулович написал мемуары о пережитом и прожитом. И его воспоминания о Вокваде, таком, каким он увидел его в детстве, - пожалуй, одно из важных сведений о той эпохе. С книгой К.А.Гадельшина «Не сотвори себе кумира» (она есть и в центральной библиотеке, и в школьной) познакомила Э.А.Кораева, директор Койгородской школы.
 
О судьбе спецпоселка Ныдыб, который был основан переселенцами из Воквада в 1942 году, его жителях рассказала заведующая кажымским филиалом библиотечной системы С.Н.Филева.
- История спецпосёлка Воквад стала историей для многих семей Койгородского района. Второй блок нашей конференции - «История Воквада в истории моей семьи» - посвящен судьбам некоторых семей российских немцев, - продолжила конференцию директор МЦБС Т.Б.Хмурковская.
 
Ранее в докладе Е.П.Гачко подробно остановилась на вопросах истории переселения в Коми российских немцев. К ним предъявлялись очень жесткие требования: работа на самых тяжелых участках лесозаготовки с 10-ти часовым рабочим днем «без дополнительной оплаты». Им категорически запрещалось выдавать отпуска по болезни, это считалось потворничеством саботажу. Ограничения в правовом положении немцев и членов их семей, находившихся на спецпоселении, были сняты в 1955 году. 
 
Однако права на возвращение в места, откуда были выселены, они по-прежнему были лишены. Только в 1964 году их освободили от административного надзора и с 1972 года им разрешалось селиться в другие районы страны и возвращаться в родные места.
 
Презентация студента сыктывкарского медколледжа им. И.П.Морозова Андрея Медведева (он из Подзи) называлась «История семьи моей бабушки Марии Андреевны Корман». Он рассказал о своей родословной - семьях  Ноймюллер, Пастиан, Корман, Редель. 
 
Еще один доклад, «Пусть дети, внуки это тоже помнят» о семье Триппель, - на основании семейных воспоминаний, представила библиотекарь из Подзи С.М.Башманова:
- В нашей семье о посёлке Воквад часто вспоминают, когда собираются все вместе. По рассказам родственников моего мужа, тёти О.А. Триппель и ее брата В.А.Башманова (моего свёкра) в 1930-е годы в поселке Воквад проживал их дедушка Андрей Триппель с семьей.
Отец моего свекра - Александр Андреевич Триппель, его жену звали Алиндой. Она до этого замужества состояла в браке с Михаилом Башмановым, в котором родились дети Тамара и Александр. В 1943 году Михаил погиб на войне. 
Так как во время войны было невозможно узаконить свои отношения, в гражданском браке у них родилось еще шестеро детей. В их числе - сын Владимир (отец моего мужа Евгения), которого в 1947 году зарегистрировали под фамилией Башманов.
 
По воспоминаниям свёкра, в посёлке Воквад проживало около четырёх тысяч человек. Жили в основном своим хозяйством, держали коров, коз, лошадей. Было свое молоко, мясо, масло, творог. Из Гривы общественное стадо крупного рогатого скота пригоняли в Воквад на все лето, оставляя только молодых бычков. В поселке была школа, находилась она  в большом доме, дети всегда ходили в школьной форме, чистые и опрятные. 
Ещё помнит, как бегали на земляничные поляны, которые есть и по сей день. В посёлке по выходным были танцы, проходили они на большом скотном дворе. 
 
Бабушка занималась хозяйством, очень хорошо готовила, кулинарии обучала всех желающих. Дед Андрей работал кузнецом в посёлке Иван-Чомья, куда уходил на неделю и приходил только к выходным. Говорили, что он был не только шутником, хорошим кузнецом, мастером на все руки. У него было своего рода хобби - резьба по дереву и изготовление мебели. 
 
Своему ремеслу он обучил Александра, который, уже сам будучи отцом, изготовил деревянный манеж для детей. Он переходил из поколения в поколение семьи. Выросли в нем дети, внуки, правнуки. Манеж сохранился до сих пор, в нём выросли и наши с мужем дети. 
 
У мамы свекра Алинды тоже был кулинарный талант. По выходным она собирала всех родственников в летнем домике, где в большой русской печке пекла необычайно вкусные пироги. Готовила галушки с кислой капустой, чему обучила детей и внуков. Блюда по рецептам бабушки Алинды мы стараемся готовить и сейчас, также собираясь на праздники, рассказывая об этой традиции уже своим детям.
 
Коллега С.М.Башмановой Г.А.Унгефуг из Вежъю тоже поделилась историей своей семьи. В первый год жизни в Вокваде, особенно в первое лето было очень голодно. Ещё ничего не выросло. Все продукты, что везли с собой, были съедены ещё в пути. Многие вещи проданы за еду. Выживали за счёт ягод, грибов. Ели листья, кору, корни растений. Многие травились, не зная полезные эти грибы, ягоды или нет. В Вокваде в 1930–е  годы, по воспоминаниям ее свекра Артура Карловича Унгефуга, вскоре были построены комендатура, магазин, клуб, баня, начальная школа. В последующие годы возвели семилетнюю школу, больницу, детский сад, почту и многое другое. Люди с любовью обустраивали  жизнь на новом месте. Посёлок был красивый, чистый, уютный. Взрослые работали часть в лесу, другие в колхозе «Родина».  Быстро развивалось подсобное хозяйство: столярное, швейное, сапожное. Лучшим столяром в Вокваде считался К.И.Унгефуг. В семье до сих пор есть мебель, изготовленная прадедом: стол, деревянный резной диванчик, вешалка для верхней одежды. Сохранилась семейная реликвия - Библия на немецком языке  и ещё какие-то две книги. 
 
В швейной мастерской изготавливали помимо всего прочего сундуки и чемоданы. Из льна, который выращивали сами, ткали полотно, шили одежду; валяли валенки, гнали скипидар и дёготь. Мастерили музыкальные инструменты. В клубе был оркестр струнных инструментов, работала художественная самодеятельность. Силами учителей ставились спектакли. 
 
В конце 30-х годов люди жили уже хорошо. Хлеба своего было вволю, мяса, молока, картофеля. А что ещё надо человеку? Свекр говорил, что так быстро наладилась жизнь, потому что не было налогов. В этом плане Сталин поступил мудро, утверждал он, дал возможность людям выжить. А когда перед войной ввели налоги, всё изменилось. 
О семье спецпереселенцев Майер собрала материал ужгинский краевед Н.А.Тебенькова.
Завершал конференцию четвертый блок - «Сохранение памяти». Писатель Юрий Бондарев сказал: «Смерть памяти – смерть духа, ибо она, память, – познание накопленным опытом самого себя, истоков и направления бытия». Сегодняшние события на постсоветском пространстве подтверждают: утрата обществом исторической памяти приводит к драматическим событиям и трагическим последствиям.
 
Сотрудник музея С.В.Чупрова рассказала о поиске, изучении и сохранении материалов по истории политических репрессий в Койгородском районе, а также о процессе увековечивания памяти жертв политических репрессий в деятельности краеведческого музея.
 
Краевед Т.Е.Чугаева собрала материалы о фронтовиках спецпосёлков Воквад, Воктыла и Важвадор Гривенского сельского совета. Она представила составленную из них книгу «Они сражались за свою Родину». А ее дочь Елена, библиотекарь гривенского филиала ЦБС, рассказала о сохранении исторической памяти посредством реализации детско-юношеских и молодежных туристических маршрутов в спецпоселок Воквад.
Как всегда, познавательным было выступление активиста немецкой национально-культурной автономии Республики Коми, нашего земляка Р.И.Бихерта. Он презентовал Х том мартиролога «Покаяние» - «Немцы-спецпереселенцы», вышедший в прошлом году.
 
По итогам Первой межрайонной историко-краеведческой конференции принята резолюция. Решено, в частности, сделать традиционными проведение межрайонных историко-краеведческих конференций по вопросам истории края.
На базе краеведческого музея с. Койгородок будет создана экспозиция по истории репрессий в Койгородском районе, выпущен сборник материалов по итогам конференции и книга по истории Воквада.
В завершение приведу слова, прозвучавшие на конференции: «Прошло не одно десятилетие, прежде чем истина победила. Историю не переписать и не исправить, единственное, что остается, - это восстановить справедливость и законность, чтобы ни одно событие, ни одна дата, ни одна судьба не были забыты. А ещё мы должны помнить, что
Родина у нас одна и она ни в чём не виновата». 
 
Малая Родина или большая -
Все это Родина, как ни зови.
Силу дает и надежду внушает, 
Боль утоляет, и учит любви.
Малая Родина или большая, 
Все это Родина только одна.
В миг, когда рушится все и ветшает, 
Только и держит на свете она.

Подготовила Л.Матвеева. 

Комментарии


достижения.рф

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Опросы

Госсовет принял позитивное решение по референдуму. В ближайшее время будет начата процедура сбора подписей. Одобряете ли Вы идею референдума о переносе столицы Республики Коми из Сыктывкара в Ухту.
Посмотреть итоги
Все опросы

Каталог организаций