Интервью
- «Несмотря на возросшие нагрузки, личный состав справляется с задачами»
- Станислав Волженцев: «Юмор - мое супероружие»
- Тренер «Новой генерации» Юрий Руднев: «Предложу руководству пересмотреть трансферную политику клуба»
- Андрей Нутрихин: «Все мысли устремлены вперед»
- Начнём с малого -
- Коммунальные кульбиты
- Не скупитесь говорить спасибо
- Альтернатива обеспечена
Бедствие по имени коррупция
- Иван Николаевич, тема коррупции в последнее время, действительно, стала притчей во языцех. Все о ней слышали, все о ней говорят: то тут, то там «украли», «поймали», «наказали». Но если обратиться к истории вопроса, коррупция сопоставима с возрастом общества. Вспомним хотя бы Петра 1: он от души ненавидел мздоимцев и казнокрадов, но, к примеру, прощал, наказывая, правда, как мог, своего фаворита А.Меньшикова, сделавшего много для России («Осталась у меня одна рука, вороватая, да верная,» - говаривал Петр).
В современной России активно взялся за борьбу с ней нынешний премьер-министр Дмитрий Медведев. Признавая, что эта борьба всегда использовалась как одна из выгодных тем в политической конкуренции элит, понятно, тем не менее, что высокий уровень коррупции сегодня фактически представляет угрозу национальной безопасности страны. И если уж ее не истребить, то хотя бы свести к минимуму. Для начала давайте все-таки определим, что же на языке юристов является коррупцией?
- Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», которым мы и руководствуемся: «Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».
- А вот рассудите с точки зрения обывателя, который считает, что вся система общественных отношений в России, способствует такому явлению - вошло в привычку «отблагодарить» за поступление чада в вуз, за внеочередное жилье, место в ДДУ, за более комфортные условия в больнице и т.д. и т.п.. Из той же серии: если можно начальнику, то почему нельзя подчиненным, разумеется, по отношению уже к своим подчиненным. В этом случае кто должен нести ответственность?
- К сожалению, для большой группы людей дача мелких взяток для решения бытовых вопросов не противоречит собственному мировоззрению. Поэтому трудно найти людей, никогда не дававших мелких взяток. Устоялось мнение, что тот, кто предлагает взятку или дает ее - ничего не нарушает, и, напротив, во всем виноваты те, кому взятки дают. Но это не так. Если один человек принял взятку, то другой ее дал - один взяткополучатель, другой взяткодатель. И действия последнего следует также квалифицировать в контексте Уголовного кодекса. Коррупция не появляется в одночасье, как вы сами заметили. Сущность ее проявляется в тех социальных явлениях, с которыми она глубоко взаимосвязана. Ее процветанию помимо прочего способствуют также правовой нигилизм и недостаточная правовая грамотность граждан.
- Каким образом прокуратура района выстраивает систему антикоррупционной деятельности?
- Прокуратура в этом плане работает по двум направлениям. Первое - прокурорские проверки. Ими должно быть охвачено наибольшее по возможности количество правоотношений, ведь коррупция не заключается лишь в возбуждении неких уголовных дел. Существует гораздо больше вариантов правоотношений, которые не являются сами по себе преступлением, но способствуют их совершению - это могут быть какие-либо сделки в отношении имущества, отношения, связанные с расходованием бюджетных средств, издание каких-либо нормативно-правовых актов, которые бы оставляли лазейку для незаконных финансовых или внеимущественных операций. Мы ведем контроль за сделками по использованию муниципального имущества, бюджетных средств, особенно в рамках различных программ, подпрограмм, проводим постоянный мониторинг ситуации.
К примеру, по результатам проверок соблюдения бюджетного, налогового, земельного и иного законодательства, изучении муниципальных правовых актов в 2011 году прокуратурой района были приняты следующие меры прокурорского реагирования: внесено 7 представлений (1- в сфере соблюдения законодательства о государственном, муниципальном заказе, 6 - о прохождении государственной гражданской службы), по которым два лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Три проверки касались сферы использования средств бюджетов различных уровней, по их итогам внесено одно представление (в сфере размещения муниципальных заказов), в суд направлено три заявления (одно - о взыскании причиненного ущерба в бюджет сельского поселения «Кажым», два - в бюджет МР «Койгородский»). Принесено также два протеста на Распоряжения главы МР «Койгородский».
Второе направление нашей работы в плане противодействия коррупции - это непосредственно привлечение лиц, совершивших преступление, правонарушение, к ответственности. И все-таки основной показатель работы прокуратуры - не столько количественный, сколько дать понять всем гражданам, что наказание за преступление неотвратимо. Можно провести сто проверок и выявить одно преступление, но при этом власть и население будут знать - ничто не остается без внимания, наказание неотвратимо и перед законом все равны.
- Вы нарисовали некую идеальную схему, о которой говорил еще Платон: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства...». К сожалению, нередко двойные стандарты в политике, в деятельности государственных институтов, в том числе и правоохранительных, позволяют усомниться в справедливости этих слов…
- Я смотрю исключительно на конкретные дела, в которых хочу разобраться и принять по ним решения. Проверки в данной сфере проводятся постоянно, при наличии на то оснований они, безусловно, будут доведены до логического завершения. При этом мы не декларируем, что победим коррупцию в масштабах страны.
- Может быть, я повторяюсь, но есть общественное мнение, в котором бытует убеждение, что идет не борьба с этим опасным социальным явлением, а некая иллюзия, видимость. Конечно, койгородские мерки несопоставимы с московскими, но тем не менее….
- Я бы не стал оперировать такой терминологией - видимость или невидимость. Просто ожидания общества, может быть, не соответствовали той ситуации, когда в государстве заговорили о необходимости жесткой борьбы с этим опасным социальным явлением. Национальный план о противодействии коррупции, утвержденный Президентом страны, появился в 2008 году. Но ведь он не может быть исполнен сию же минуту, он предполагает целенаправленную систему действий. Выявление коррупционных преступлений - это очень кропотливая, и я бы сказал, неблагодарная работа, и без помощи граждан, которые сталкиваются с их проявлениями, трудновыполнима.
Вынужден признать, что наши граждане, даже видя, что есть политическая воля руководства страны, очень неохотно идут на сотрудничество со следствием, хотя в приватном разговоре взахлеб могут рассказывать об «интересных» случаях. Поэтому борьба с коррупцией не может дать безусловный единовременный успех. Пока даже штрафы, увеличенные в разы, не дают ожидаемого эффекта. Если мы будем смотреть на коррупционные преступления глазами обывателя как на что-то глобальное, мы не поймем точки зрения правоохранителей, для которых данный вид преступлений точно такой же, что и кража, угон, убийство и т.д. - это все нарушение закона. Поэтому говорить, что кто-то опустил руки, не видя результатов, и борьба с коррупцией захлебнется в очередной кампании, нельзя. Однако, повторюсь, это не только работа правоохранителей, но и всех граждан.
- А вам не кажется, что довольно сложно рассчитывать на гражданскую позицию людей, поскольку они не очень-то доверяют власти (и об этом говорят различного рода социологические опросы)?
- Нет, не кажется. У нас появилось такое мощное средство выражения гражданской позиции, как интернет. Люди, которые умеют пользоваться этим ресурсом, могут поднять любую проблему, как на российском, так и на уровне любого муниципалитета, когда скрывать что-то уже просто невозможно.
- Интернет-ресурс является для надзорных органов источником соответствующих проверок?
- Конечно. Последний пример - публикация в сети об аукционе на покупку администрацией района внедорожника Hyundai стоимостью более 2 миллионов.
Изучив эту информацию и проанализировав ситуацию с состоянием дорог, школ, садиков в районе, прокуратура сделала вывод, что это неэффективная трата бюджетных средств и объявила предостережение главе района. Как вы знаете, покупка автомашины была отменена.
- Какие резонансные дела по району вы еще можете назвать?
- О них рассказали многие республиканские издания, электронные сми. Повторяться не хотелось бы, но при появлении новых резонансных дел, думаю, читатели узнают одними из первых.
- Могу ошибаться, но почему-то в поле зрения надзорных органов попадают чаще те, кто свое время был у власти, а потом ушел в отставку. С чем это связано?
- В моей практике за последние пять лет нет ни одного случая, связанного с возбуждением уголовного дела на человека, который ушел из власти. Это, скорее, исключение из правил. Человек, совершая коррупционное преступление, действует активно, действия живые: вот люди, которые это видят, вот деньги, которые переходят. Как взятку можно «сделать» в прошедшем времени? Никак.
- Насколько эффективно взаимодействие с правоохранительными органами в этом плане?
- Мы решаем общую задачу, и полиция точно так же заинтересована в раскрытии и пресечении подобных преступлений. У нас создана рабочая группа по противодействию коррупции, в которой непосредственно участвуют сотрудники, занятые выявлением этих преступлений. Мы совместно анализируем ситуацию, обсуждаем, где недоработали, корректируем план дальнейших действий. Это и есть конкретная целенаправленная работа.
- А насколько эффективна экспертиза решений, принимаемых органами власти, как одна из мер противодействия коррупции?
- Антикоррупционная экспертиза проектов законов и любых нормативно-правовых актов, принимаемых органами власти, проходит на всех стадиях процесса. И любое постановление или решение еще на стадии проекта направляется в органы прокуратуры. Проект решения может быть законным, но есть такие его положения, которые можно трактовать по-разному. Вот это и есть антикоррупционная экспертиза. К примеру, в 2011 году районной прокуратурой выявлено три нормативных правовых акта органов исполнительной власти, имеющих признаки коррупциогенности. На два принесены протесты, на одно - требование об устранении коррупциогенных факторов. Все они удовлетворены.
- Завершая нашу беседу, хотелось бы напомнить о культовом фильме «Место встречи изменить нельзя», где один из героев рассуждает о наступлении эры милосердия. С точки зрения сегодняшних реалий мы понимаем, что это была чистой воды романтика. Так, на ваш взгляд, наступит ли эра бескорыстия (читай: без коррпуции)?
- Она наступит только тогда, когда у нас не будет объекта для корысти. В любом случае всегда во власть будут идти люди, которые хотели бы иметь больше благ, - одни будут занимать власть, а другие стремиться ее занять. Поэтому эта эра, может быть, когда-то и наступит, но не столь скоро, как нам бы того хотелось.
- Спасибо за интервью.
Т. Алексеева.