Интервью
- «Несмотря на возросшие нагрузки, личный состав справляется с задачами»
- Станислав Волженцев: «Юмор - мое супероружие»
- Тренер «Новой генерации» Юрий Руднев: «Предложу руководству пересмотреть трансферную политику клуба»
- Андрей Нутрихин: «Все мысли устремлены вперед»
- Начнём с малого -
- Коммунальные кульбиты
- Не скупитесь говорить спасибо
- Альтернатива обеспечена
Главная Общество Василий Кузнецов:«Верховный Совет Коми АССР двенадцатого созыва работал напористо, нагло и зло»
14.07.2018
Просмотров: 772, комментариев: 0
Василий Кузнецов:«Верховный Совет Коми АССР двенадцатого созыва работал напористо, нагло и зло»
4 марта 1990 года в республике прошли выборы в Верховный Совет Коми АССР двенадцатого созыва, в котором приняли участие более 60% избирателей. Но сразу избрать полный состав не получилось, поскольку избрана была лишь треть его состава - 62 депутата из 180, при повторном голосовании 12 марта избраны были еще 94, 22 апреля – пять. Это позволило начать работу парламента 24 апреля. Остальных избрали в ходе выборов в мае и июле.
Ту роль, которую он сыграл в политической и экономической жизни региона, спустя почти что тридцать лет, можно оценивать по-разному. Но одно несомненно – этот состав депутатского корпуса стал действительно высшим органом власти в республике, которому выпало реформировать политическую систему и создавать правовую базу для новой экономики.
В этом составе Верховного Совета 93% депутатов (165 человек) были новичками; 77,4% имели высшее образование и лишь 13% (23 депутата) - из рабочей среды. Одним из этих новичков был В.П. Кузнецов, на тот момент генеральный директор производственного объединения «Сысолалес». В Государственном Совете РК первого и второго созывов от Южного избирательного округа №30 в 1995-2002 годах представлял интересы Койгородского и Прилузского районов и тогда часто бывал в наших краях. Сейчас же, признается, лишь изредка приезжает в Койгородок.
Он - соавтор ряда законов в сфере экономики, принятых Верховным Советом двенадцатого созыва и Госсоветом первого созыва (о лесе, о приватизации, о собственности, о порядке предоставления государственной финансовой поддержки в РК, о налоговых льготах, о бюджетных правах по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов власти РК, о контрольно - счётной палате).
Недавно, договорившись о встрече, мы поговорили с Василием Павловичем о былом и дне сегодняшнем.
Фамильное дело
- Василий Павлович, вы ведь крестьянского роду…
- У деда моего была своя кузня, когда ее отобрали, стал колхозным кузнецом. Замечательным кузнецом был и отец. Это ремесло в наследство, может быть, собирался передать и мне. Я ему с малых лет помогал возле горна. Однажды поручил самостоятельно выковать горбушу. После выковки раскаленную косу надо моментальным движением окунуть в отработанное масло. И все! Но поглядев на мои старания со стороны, отец, вздохнув, высказал свой вердикт: не выйдет из тебя кузнеца. Не получилось из меня продолжателя фамильного дела.
Наверное, больше во мне все же маминых талантов. Она была трактористом в МТС. После шестого класса я начал косить на конной косилке в родной деревне Кулига с. Объячево, после 9 класса доверили трактор Т-16, на котором и работал в колхозе во время каникул. Впрочем, трактористом в итоге тоже не стал.
Главный мамин урок – быть целеустремленным, не думать о себе и при любых обстоятельствах оставаться честным. Она была по жизни активисткой, не раз ее избирали депутатом сельсовета. После лесотехнической академии, проработав год техноруком Лопьинского лесопункта, назначили меня главным инженером Объячевского леспромхоза, еще через год – директором Ношульского ЛПХ. Заглянула мама ко мне в кабинет около 8 часов вечера, прошли с ней в комнату отдыха. Пригляделась она и заметила: рано тебя, сынок, столь высоко вознесли. До сих пор помню ее тон и слова.
- А как профессию выбрали?
- Наверное, случайно. Увлекался в школе спортом - чемпион района по многим видам спорта (к примеру, по прыжкам в высоту 1,65 м, по прыжкам в длину 5,80 м), думал поступать в Ленинградский институт им. Лесгафта. И утром перед выпускным вечером отправил документы.
Но на выпускном вдруг директор Объячевского леспромхоза поинтересовался планами на будущее. Услышав о моем горячем желании идти по физкультурной стезе, предложил направление от предприятия в Ленинградскую лесотехническую академию. Но документы-то мои уже ушли! И все же руководитель одного из ведущих предприятий района предложил с утра подойти к нему в кабинет. В 8 утра мои документы были на его рабочем столе – договорился с начальником почты.
- Однако, согласитесь, в жизни ничего случайного не бывает…
- К слову, вскоре ехать учиться я расхотел. Накануне отъезда в Ленинград начальник нашего спортобщества взял меня в состав команды, выезжавшей на республиканские соревнования. Он почти уговорил меня не ездить на вступительные экзамены. И вдруг в комнату, где мы устроились, входит мама. Ее аргументы в пользу учебы оказались весомее. Собрала мне в дорогу 38 рублей, и я уехал. Утром в поезде проснулся, а 28 рублей в кармане не оказалось.
В приемной комиссии в день приезда сказали: экзамен по физике сегодня в 7 аудитории главного корпуса. Пока ее искал, экзамены уже закончились. Преподаватели поинтересовались, готов ли я отвечать без подготовки. Деваться некуда. Три вопроса, четвертая задача. Если ее не решаешь, то ответы слушать уже и не будут. Задачу из этого билета, наверно, не решил бы. Но на вопрос, сумею ли с ней справиться, ответил утвердительно. И мне предложили, вот она, случайность, начать с ответов на вопросы. И поставили четверку. А если б не опоздал на экзамен?
Академию я закончил в 1969-м с красным дипломом, те самые преподаватели, принимавшие экзамен, потом очень тепло относились ко мне. Диссертацию защитил в 1983-м (Василий Павлович – кандидат экономических наук – ред.), хотя сразу после учебы предлагали остаться в аспирантуре, но решил сначала свои идеи «опробовать» на производстве. Доктором, к сожалению не стал – материалы все сгорели во время пожара на даче.
Стезя депутата
- В жизни хороших людей больше?
- Больше. Мне везло на встречи с ними. Занимался общественной работой всегда. Был депутатом и сельсовета, и райсовета в районах.
Когда началась выборная кампания 1990 года, друзья-коллеги посоветовали принять в ней участие в качестве кандидата в депутаты Верховного Совета Коми АССР.
На мой взгляд, эти выборы были в первый и в последний раз воистину демократические, справедливые, честные, народные, на альтернативной основе. Кандидатов было много, в нашем округе, к примеру, семь человек. Кампания проходила очень бурно, встречались с трудовыми коллективами не формально. Среди кандидатов, кстати, был и брат председателя избиркома. Но времена были такие, что ни у кого не было и мысли смухлевать что-то, использовать родственные связи. Сейчас такого, думаю, уже не будет никогда.
Естественно потому каждый из избранных депутатов защищал интересы своих избирателей, и законы принимались в интересах людей. Возглавил Верховный Совет двенадцатого созыва Ю.А.Спиридонов.
- Как вы сегодня оцениваете его как личность, как политического деятеля?
- В целом очень высоко, хороший был мужик, сильная личность. Думаю, если бы он и дальше продолжил руководить республикой, сегодняшних последствий бы не было.
Мы с ним немало дискутировали на сессиях (я возглавлял постоянную комиссию по бюджету) - борьба мнений тогда была в порядке вещей. К примеру, Юрий Алексеевич давал возможность районам иметь 40% собственных источников для покрытия расходов бюджета. Сейчас, как правило, не более 10%. Я считал, что таковых должно быть не менее 60%. Были большие споры и по политике приватизации государственной собственности.
…В 2007-м, когда я начал руководить родным Прилузским районом, Спиридонов позвонил мне на квартиру ранним субботним утром:
- Вася, если ты так долго будешь спать, район не поднимешь. Я тут возле администрации района стою, а ты все еще не на работе.
Бегу на работу – точно, стоит его машина на площади! Юрий Алексеевич сказал, что приехал в район на два дня, и за это время мы о многом переговорили, попросили прощения друг у друга, расставаясь. Уезжая он сказал: жалею о том, что раньше мы были на разных баррикадах.
- Вспоминая о том времени, в памяти всплывают политические дискуссии. А законы какие принимали депутаты Верховного Совета Коми того созыва?
- Например, один из основных - закон о бюджетном процессе, мы много работали над его совершенствованием. Следует отметить большую заслугу Ю.А.Спиридонова и председателя Совета министров Коми В.И.Худяева в том, что в республиканском бюджете тогда оставались до 70% получаемых доходов. Кроме того, порядка 1,5 млрд. рублей было выделено федеральным центром на развитие республики.
Верховный Совет Коми АССР двенадцатого созыва работал напористо, «нагло и зло». Мы, к примеру, в январе 1993 года самые первые в России подписали с Правительством Российской Федерации соглашение о разграничении собственности. И практически вся собственность на территории Коми была передана в собственность республики.
Тот состав депутатского корпуса принял первый в республике Лесной кодекс, действовавший до 1997 года. По нему все вопросы, связанные с лесопользованием, согласовывались с населением, доходы от лесопользования поступали в бюджеты районов.
Накануне принятия в 1997-м Лесного кодекса РФ мы вместе с Председателем Государственного Совета РК И.Е.Кулаковым (я тогда был депутатом Госсовета, председателем Комитета по бюджету, налогам и экономической политике) регулярно выезжали в Москву, работали с депутатами Государственной Думы в постоянных профильных комитетах. И нам кое-какие нормы нашего республиканского закона удалось провести в этот федеральный закон, в частности, согласование с населением вопросов лесопользования. А вот в Лесном кодексе России 2006 года все это было напрочь уничтожено: мнение населения никто не учитывал, доходы в районы поступать перестали. На мой взгляд, тогда при принятии столь важного для республики закона никто интересы Коми на федеральном уровне должным образом не защитил.
Депутат не должен тянуть одеяло на себя
- Тот состав парламента республики был очень разным по идеологическим предпочтениям. Как же удавалось найти общий язык, совместить интересы столь разных муниципалитетов?
- Действительно, в том созыве были очень яркие личности. Мы, кстати, до сих пор поддерживаем отношения с Г.Н.Кравченко, В.А. Потолициным, В.А. Милициным А.С.Роговым.
Каждый из 180 депутатов шел по одномандатному округу, не спрашивал мнения начальства, а защищал интересы своего избирателя, чьи глаза помнил по предвыборным встречам. Действовал институт наказов избирателей. Бывало, бюджет принимали по три дня, споря о приоритетах финансирования отраслей, убеждая коллег в правильности того или иного варианта.
А сейчас этого нет и не будет, потому что депутат, прошедший по партийным спискам, как правило, избирателя в лицо не знает. Разве он будет решать его проблемы? Он будет голосовать так, как ему скажут.
На словах заботимся о людях, а на деле… Вот сейчас пишут: украден миллиард рублей – Зеленецкой птицефабрике. И никто из депутатов не задал вопрос – почему, зачем? Проголосовали за предложение правительства региона и разбежались. Это было бы немыслимо для депутатов Верховного Совета двенадцатого созыва и даже для депутатов Государственного Совета первого созыва. Вывернули бы все наизнанку, и в результате положенную часть прибыли получили бы не «дяди», а бюджет республики.
Вспомним пресловутый федеральный 44-й закон. Его реализация привела к тому, что никто из руководителей муниципалитетов, сел и поселков ничего не будет предпринимать. В бюджете денег нет, а раз так, он по букве этого закона, пытаясь сделать добро для людей, подпадает в любом случае под уголовную статью. Зачем в таком случае развивать бурную деятельность? Спокойно отсиди срок под лозунгом: живи по средствам. Почему такое происходит? Потому что наши представители в Госдуме, Совете Федерации, в Госсовете Коми не занимаются должным образом нормотворчеством на стадии разработки законов, не контролируют, как работают принятые ими законы, не защищают интересы людей.
Тот же закон о местном самоуправлении. Ведь первоначально в статье 83 было прописано, что местное самоуправление должно для исполнения вопросов местного значения иметь 80% собственных доходов. Для этого надо было до 2005 года изменить нормативы бюджетного и налогового законодательства. Но федеральными органами власти не было сделано ничего. В результате в октябре 2005 вышел один закон, следом, в декабре, другой, в результате эта правовая норма была отменена, а муниципалитеты остались без финансового обеспечения, зато перечень вопросов местного значения увеличили. Почему наш Госсовет не выходит с законодательными инициативами по самым жгучим проблемам местного самоуправления? Почему все молчат?
Или очень важный закон о капремонте жилья. Зачем нужно было финансирование проводить не через бюджет, а создавать Фонд содействия развитию ЖКХ? В 2007 году население платило 5% расходов, а сейчас?...И так любой закон.
В Верховном Совете двенадцатого созыва не было партийных фракций, как сейчас. Искали единомышленников. К примеру, ярко тогда о себе заявило коми национальное движение, из которого «выросло» нынешнее МОД «Коми войтыр», хотя тогда немногие шли в депутаты именно с его лозунгами. Но чаще объединялись депутаты по территориальным предпочтениям и защищали интересы избирателей на заседаниях постоянных комиссий (их было 15). Дальше уже проходили публичные слушания, если говорить о бюджете.
Я до сих пор придерживаюсь того мнения (а может, Спиридонов нас так воспитал), что депутат не должен тянуть одеяло на себя, а принимать решения взвешенно, чтобы в результате закон, нормативный акт учитывали интересы абсолютного большинства жителей республики. И Правительство В.И. Худяева работало во имя интересов республики. А столь сильная работоспособная команда получилась, считаю, потому, что пришла она к власти в результате альтернативных выборов в Верховный Совет Коми АССР.
Депутаты регионального парламента должны целенаправленно работать на совершенствование системы нормативных актов. Тогда и проблем частного характера на местах будет меньше.
- Вернемся к федеральному и региональному законам о приватизации. Эти процессы для постсоветского общества проходили очень болезненно, некоторые политические деятели страны до сих пор во время очередной выборной кампании выступают с требованием отмены ее результатов. Впоследствии вы, являясь председателем Комитета Совета Министров Коми ССР по управлению имуществом, заместителем Председателя Совета Министров Коми АССР, в Правительстве В.А. Торлопова - министром имущественных отношений республики, сами исполняли республиканский закон. Оглядываясь в прошлое, как вы сегодня оцениваете его?
- В Москве тогда интересные события происходили: законодательные акты по приватизации разрабатывали те, кто больше слушал заграничных «учителей». Зайдешь в Комитет по управлению имуществом РФ, там одна английская речь. Нормативные акты менялись, можно сказать, каждый квартал.
Напомню: Президент России 1 июля 1992 года издал указ №721 о приватизации, которым предписывалось буквально за полгода-год все российское имущество приватизировать.
Но в республике мы этого не придерживались. И наши правоохранительные органы, к их чести, нас за это особо не «ругали». Наша региональная программа приватизации не предусматривала столь сжатых сроков и несколько отличалась в смысле давления на сам процесс.
Было четкое понимание, что приватизации в первую очередь подлежат отрасли обслуживания. В большинстве случаев мы выбирали те способы, при которых бы 51% акций передавался людям. Но как показала практика, это не сработало. Ввели ваучеры вместо индивидуальных приватизационных вкладов, которые потом были скуплены руководителями предприятий и власть имущими чиновниками.
- Те процессы как-то влияют на сегодняшнюю действительность?
- В 1994-м после выборов Главы республики правительство В.И.Худяева, сложив полномочия, передало новому составу правительства дела в таком состоянии, когда значительная часть имущества оставалась в ведении республики. Если бы, к примеру, сегодня республика имела хотя бы те 19% акций Северных магистральных нефтепроводов, 38% акций нефтяной отрасли, 15% акций СЛПК, в бюджет Коми бы поступали большие средства.
Однако преемники Вячеслава Ивановича все это «разбазарили». Тогда, по большому счету, служение народу превратилось в красивый лозунг, который и сейчас бесконечно и бездумно повторяют на разного рода мероприятиях. И когда говорят, что принято решение в интересах народа, оказывается, что власть в очередной раз запускает руку в мой карман. В результате этого служения недавно за неделю на 5 рублей подросли цены на бензин, НДС подняли на 2%. Если бы это случилось тогда, в начале 1990-х, депутаты бы отреагировали остро. Сейчас этого нет, все хорошо.
- Когда вы ушли с депутатской стези и стали чиновником, не было тоски по законотворческой деятельности? И что для вас было самым важным делом в жизни – производство, наука, законодательная деятельность, чиновничья работа?
- В моей жизни все было взаимосвязано. Работая чиновником, я же продолжал заниматься нормотворчеством. Ведь, как правило, правительство предлагает парламенту свой базовый вариант проекта того или иного закона. А без науки хорошего нормативного акта не составишь.
Другое дело, что далеко не все обязательства перед избирателем удалось исполнить. И мне порой сейчас, приезжая в деревню или поселок своего округа, бывает стыдно перед людьми. Оказывается, до сих пор какая-то проблема местного значения остается нерешенной. Пусть простят избиратели, дважды мне оказывавшие доверие, что не все тогда удалось сделать.
- Будучи депутатом, вы часто встречались с избирателями, выезжая в глубинку. Насколько для вас была важна связь с народом?
- Когда идеи иссякают, надо посоветоваться с людьми. Разработан какой-то нормативный акт, надо поговорить со специалистами на местах. Вот и едешь в села и поселки избирательного округа. Оказывалось, что-то прописано в проекте некорректно, что-то не до конца продумано. Поэтому живая связь с избирателем очень полезная вещь.
Конечно, обидно, что многое не удалось.
- Вы чувствовали свою нереализованность, когда отошли от дел?
- Я работал в составе двух правительств республики – В.И.Худяева и В.А.Торлопова. В первом составе идеи, задумки, как правило, удавалось претворять в жизнь. А вот во втором правительстве ни одна моя идея принята не была, не было абсолютно никакой поддержки. При этом можно было даже в изменившихся условиях взаимодействия с федеральным центром многое сделать для пользы республики, ведь удалось же в разы увеличить доходы от госимущества.
Не прошло, к примеру, предложение о моратории на приватизацию госимущества после принятия закона о местном самоуправлении. Я сторонник того, что государство должно участвовать в управлении экономикой. Был категорически против того, что при министерствах создавались какие-то фонды, которые оперировали имуществом республики. Это же коррупционная составляющая.
Думаю, останься руководить Правительством республики В.И. Худяев, которого на федеральном уровне воспринимали очень серьезно (знаю достоверно, тот же А.Чубайс к разговору с ним готовился очень тщательно), он бы продолжил свою линию в отстаивании интересов Коми. И, честно говоря, я жалел и до сих пор жалею, что согласился работать в правительстве Торлопова.
- Если бы вам предложили участвовать в выборах в законодательный орган республики, вы бы согласились?
- Если по системе 1990 года, по одномандатному округу, да. Но если как сейчас, по партийным спискам, никогда.
- Спасибо за беседу.
Ее вела Л.Матвеева.
Комментарии
Оставить комментарий