Главная Общество Наверное, за нравственность двойки не ставят...
07.04.2012
Просмотров: 1114, комментариев: 0

Наверное, за нравственность двойки не ставят...

Наверное,   за нравственность   двойки не ставят...

Дискуссии о том, целесообразно ли в светской школе вводить обязательный для всех учащихся предмет о религии, велись с начала 2000-х годов. И вот с сентября 2012 года все российские школы в обязательном порядке вводят учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» - такое решение принято правительством в минувшем феврале. На выбор предлагаются курсы по основам традиционных для России религий - православия, ислама, иудаизма, буддизма. Кроме того, есть модуль, знакомящий со всеми религиозными блоками, и основы светской этики. Этот курс подразумевает принципиально новый тип взаимоотношений школы с родителями - они выступают как заказчики, осуществляющие добровольный и осознанный выбор, считают специалисты. Каков же выбор взрослых?

К примеру, в Санкт-Петербурге не более 13% из них готовы выбрать модуль «Основы православной культуры», в основном предпочитают два других модуля - «Основы мировых религиозных культур» (50%) и «Основы светской этики» (37%). Есть единичные случаи, когда родители выбирают для своих детей основы ислама, буддизма или иудаизма. И это при том, что сейчас эксперимент с «религиозно-светским» курсом осуществляется в 21 школе Петербурга: один час в неделю пятиклассников учат духовным мудростям. Судя по данным федеральных СМИ, примерно таково и предпочтение в большинстве регионов страны - «российские граждане нацелены на то, чтобы их дети на религиозной ниве копали не столько «вглубь», сколько «вширь».

О необходимости этого курса говорилось на одной из недавних встреч Президента РФ с представителями всех традиционных для России религиозных конфессий. Эксперимент по внедрению школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в регионах РФ (он шел в 21 регионе России в течение двух лет) принес положительные результаты, но проблемы остались, заявил недавно на заседании коллегии министерства образования и науки РФ министр А. Фурсенко, одна из претензий касается качества учебников. По его словам, этому курсу должно уделяться максимальное внимание на всех уровнях - региональном и муниципальном. 

Общественность же считает, что успех нового курса во многом связан с личностью учителя, который будет его вести. Недавняя командировка учителя истории Койгородской школы Н.К.Голубевской в Калининград как раз и была связана с подготовкой педагогов из разных регионов к преподаванию основ религиозных культур и светской этики, поскольку здесь накоплен серьезный опыт апробации данного курса. Мы попросили ее поделиться впечатлениями:

- Наша делегация из Коми - это учителя из всех районов республики. Поездка была для нас чрезвычайно важна, поскольку ее введение началось в четвертой четверти этого года в четвертых классах и продолжится в пятых классах. Курс, как известно, включает шесть модулей: «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы исламской культуры», «Основы буддистской культуры», «Основы иудейской культуры». Министерство образования обеспечило нас учебными пособиями.

В качестве базовой площадки для недельных курсов переподготовки был выбран лицей №18 г.Калининграда, в котором давно уже работают над воплощением этого курса, причем каждый учитель по своему предмету использует его базовые элементы. Здесь разработаны социокультурные технологии урочного и внеурочного плана, действуют клубы, музей.

Другого рода элементы данного курса используются в православной гимназии. Здесь упор делается как раз на формирование духовных основ на базе православной культуры. Уроки здесь начинаются с чтения молитвы. Несмотря на то, что костяк гимназии - это светские учителя, все подчинено строгому следованию канонов, определенного порядка. Несмотря на это, родители готовы отдавать своих чад именно в это платное учебное заведение, где курс обучения достаточно дорог. Думаю, престиж гимназии связан не только с высоким уровнем качества знаний, которые получают ее выпускники. Руководитель учебного заведения отец Сергей произвел очень приятное впечатление, он придерживается современных взглядов на духовно-нравственное воспитание.

Потрясла экскурсия в Зеленоградскую школу, оснащенную по всем новейшим технологическим и педагогическим стандартам. Научные лаборатории ее настолько современны, что здесь предпочитают заниматься и студенты высших и средних профессиональных учебных заведений. Здесь все обустроено в интересах и ради ребенка.

Многие из родителей действительно боятся, что в результате прохождения данного курса, ребенок получит религиозное воспитание. Но это совсем не так! Главная задача курса - формирование у ребенка целостно-смысловых мировоззренческих основ, которые обеспечат целостное восприятие отечественной истории и культуры, понимание нравственного идеала, нравственных ценностей, являющихся основой для всех традиционных для России религий. И развитие у него способности к общению в нашей поликультурной среде. То есть главный принцип - культурологический.

Наверное, мы - общество в целом - на каком-то этапе потеряли традиции нравственного воспитания. Результат вседозволенности последних десятилетий не замедлил сказаться. Сейчас фактически нет той нравственной основы государства, которая бы объединяла наше общество. Так вот, на мой взгляд, этот курс - только начало, небольшой шажок к тому, чтобы возрождать духовность и нравственность в обществе, его основу, фундамент, без чего государство существовать не может.

А почему практически каждый модуль сопряжен с религией? Да потому что она является охранительницей нравственных ценностей, там остались традиции, о которых мы, светские учителя, и будем вести речь. Хотя курс разрешает привлекать и служителей церкви к преподаванию этого курса, если возникает необходимость.

После курсов мы провели в школе родительское собрание, на котором ознакомили их с идеологией нового курса, показали модули и темы. К сожалению, их на собрании было не так уж много, пришлось информировать через классных руководителей. Большая часть родителей выбрала модуль «Основы светской этики», на втором месте - «Основы православной культуры» и «Основы мировых религиозных культур». Родителей интересовало: будут ли выставляться оценки за этот курс. Наверное, за нравственность двойки не могут ставиться, оценки будет ставить ребятам жизнь. Будут два критерия оценки успеваемости - зачет и незачет. Тем более уроки проводятся в виде неформального общения, в том числе в игровой форме, используя анализ притч, сказаний, совместные праздники родителей и детей.

Нынешний год в нашей стране объявлен Годом истории. Действительно, нынче много знаменательных дат. Но история - это не только даты, это еще и традиции, культура. Так вот, на мой взгляд, очень важно, что именно этот год становится стартом для нового школьного курса.
 

Л.Матвеева.
Фото автора.

Комментарии

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       

Опросы

Сколько пачек сигарет вы выкуриваете за день?
Посмотреть итоги
Все опросы

Реклама

Каталог организаций