Интервью
- «Несмотря на возросшие нагрузки, личный состав справляется с задачами»
- Станислав Волженцев: «Юмор - мое супероружие»
- Тренер «Новой генерации» Юрий Руднев: «Предложу руководству пересмотреть трансферную политику клуба»
- Андрей Нутрихин: «Все мысли устремлены вперед»
- Начнём с малого -
- Коммунальные кульбиты
- Не скупитесь говорить спасибо
- Альтернатива обеспечена
Как непросто шагать в будущее!
Открывая ее, начальник управления образования администрации МР «Койгородский» А.А.Василевская заметила: «Не просто так возникла фраза «школа - наш второй дом». Так сложилась наша образовательная система, что большую часть жизни в детстве мы проводим в школе. И, конечно, как в каждом доме, и в нем есть Хранители - Хранители его атмосферы тепла, доброты, открытости. И в таком доме роль учителя - не просто сообщить ребенку сумму сведений о своем предмете, а увлечь, завлечь ученика».
Не первый год мы говорим о задачах развития отрасли, которые определены такими стратегическими программами как федеральная целевая программа развития образования, приоритетный национальный проект «Образование», федеральный комплексный проект модернизации образования, Президентская инициатива «Наша новая школа», то есть о том, какой обществу видится школа будущего. Ответ на этот вопрос, отметила в выступлении А.А.Василевская, однозначен: это школа, где ребенок чувствует себя уютно и комфортно, где он ощущает себя успешным человеком независимо от полученных отметок.
Школа будущего - это школа, оснащенная по последнему слову техники. Интерактивные доски, свободный доступ в интернет из каждого кабинета, масса электронных учебников по предметам позволит учащимся быть компетентными в различных областях знаний. Но, к сожалению, даже в Койгородской школе, как не раз подчеркивали выступавшие с докладами ее представители, компьютерная техника большей частью морально устаревшая. А внедрение ФГОС уже сейчас требует широкого использования современных информационных технологий, как со стороны учителя, так и ученика.
В школе должно быть сформировано единое образовательно-воспитательное и информационное пространство, заметила А.А.Василевская, где педагоги и родители работают вместе в целях развития ребенка, где сохраняются и преумножаются национальные традиции, чтобы дети помнили корни свои, чтили и уважали законы своего народа, знали язык своих дедов и прадедов. В новой школе каждый человек, с одной стороны, должен сохранить неповторимость личности, с другой - чувство единения, когда чужая радость становится твоей радостью, а чужая боль - твоей болью.
Ежегодно один из главных вопросов на предметных секциях - анализ уровня обученности по результатам государственной (итоговой) аттестации, республиканских и районных предметных олимпиад. Еще в докладе А.А.Василевской прозвучало: по итогам аттестации за прошлый учебный год выпускники одиннадцатых классов койгородского района, наряду с городскими, имели результаты выше среднего федерального и регионального уровней по русскому языку и выше среднереспубликанского по математике.
В основе Школы будущего должны лежать всем понятные непреходящие ценности: ЧЕЛОВЕК, ЛИЧНОСТЬ, ГРАЖДАНИН, ЗДОРОВЬЕ, СЕМЬЯ, говорилось во всех докладах на конференции. Как непросто делать шаги в будущее! О своем опыте и говорили преподаватели ресурсного центра нашего района - Койгородской школы, в очередной раз раскрывая перед коллегами «секреты» системы образования, выстраиваемой в этом учебном заведении на протяжении последних 10-15 лет.
Что такое ресурсный центр? Его работа, не раз отмечали специалисты управления образования, дает возможность эффективно и оптимально организовать методическую поддержку деятельности педагогов и учреждений отрасли в районе. Особенно важна она сейчас, когда начинается очередной этап реформы школы - внедрение ФГОС в основном и старшем звене. Тон разговору задала заместитель директора по учебно-методической работе МОУ «СОШ с.Койгородок» Е.А.Ушакова, выступившая по теме «Опыт реализации ФГОС НОО: актуальные проблемы и решения».
Елена Александровна несколько лет назад стала руководителем региональной пилотной площадки по реализации внедрения новых федеральных государственых образовательных стандартов в начальных классах, сегодня ее ребята пошли уже в третий класс. Сейчас стадия эксперимента в начальной школе завершена, уже год ее преподаватели по всей стране работают по новым стандартам. И о проблемах по их внедрению она, еще и как руководитель методобъединения учителей начальных классов, говорила, опираясь не только на свои наработки, но и коллег, обозначив конференцию этого года прежде всего как своеобразный «круглый стол» по обмену опытом.
Реформы начинаются тогда, когда не устраивают результаты, сколько их уже было в отрасли! Все изменения вроде бы направлены на усовершенствование системы образования, а качественного рывка не происходит, проблемы накапливаются и остаются, отметила Е.А.Ушакова. На первый взгляд и при внедрении новых стандартов таких перемен не происходит - ажиотаж пройдет, и все покатится привычной чередой. Однако это далеко не так, показал трехлетний опыт.
Койгородская школа свой шаг к новой школе три года назад начинала с создания и апробации вариативных моделей деятельности образовательного учреждения. Были выявлены три проблемы, определившие направления работы в ходе эксперимента по введению ФГОС в практику: несовершенство нормативно-правовой базы, недостаточное материально-техническое обеспечение, соотвествующее требованиям современных стандартов, низкий уровень профессиональной компетенции педколлектива на начальном этапе.
По всем этим направлениям ведется значительная работа. Но особо хотелось бы обратить внимание на проблему кадров. Она обсуждается на традиционных августовских конференциях на протяжении многих лет. В докладе Е.А.Ушаковой она была затронута особо.
Елена Александровна, перечисляя риски в решении кадровой проблемы, назвала в частности, недопонимание педагогами важности происходящих в российской школе изменений и возрастной состав учителя. Было замечено, что по новым «лекалам» не готовы работать и вчерашние студенты. Поневоле в памяти всплыли недавние истории, освещенные в СМИ, связанные с изменениями в законодательстве. Так, отказ от педагогической деятельности теперь получают все имевшие когда-либо судимость лица. О другой законодательной новации днем раньше на видеоконференции в Коми республиканском институте развития образования сообщил министр В.В.Шарков:
- Правительством России поставлена задача - заключать трудовые договоры с гражданами пенсионного возраста на срок не более чем три года.Между тем надо осознавать, что в один «прекрасный» день школы могут остаться без педагогов.
Как раз Койгородская школа - пример того, как удачно сочетаются опыт и молодость. В коллектив в последнее время пришло много молодых, стремящихся к новациям, умных специалистов. Но и здесь проблема старения кадров остается довольно острой. Что уж говорить о других школах района. Но все же самая большая проблема - «перезагрузка мозгов» педагогов с опытом.
На основе тезисов доклада Е.А. Ушаковой были построены выступления представителей администрации Койгородской школы - директора Э.А.Кораевой («Современный урок с точки зрения сочетания традиций и инноваций в образовании», основа темы - первый в районе фестиваль открытых уроков)», заместителя директора по начальной школе Н.В.Марфюк («Деятельность инновационного муниципального образовательного центра в условиях внедрения ФГТ и ФГОС»), координатора по организации внеурочной деятельности А.Д.Коваль («Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС»), заместителя директора по воспитательной работе И.Г.Кононенко, а также педагогов-психологов Л.А.Костиной («Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса») и Л.А.Кислицыной («Система профориентационной работы с обучающимися»).
В школу поступают дети с различными уровнями готовности и способностями. Для снятия остроты этой проблемы в Койгородской школе организовали предшколу, где с дошколятами работают учителя, которые будут работать с первоклассниками, психолог, социальный педагог, предоставляющие психолого-педагогическую поддержку детям и родителям. По опросам было выявлено, кстати, что родители заинтересованы, чтобы ребенок получил хорошие знания, должное воспитание, желание и умение учиться и успешно перешел в основную школу, сохранив здоровье. Однако они психологически плохо подготовлены к обучению своих чад, что и приводит к конфликтам. Кстати, результаты готовности 50 будущих первоклассников Койгородской школы оказались таковы: 24% - выше среднего, средний уровень - 48%, ниже среднего -12%, низкий - 16%.
В Койгородской школе разработана и модель организации внеурочной деятельности, которая сформирована на основе «школы полного дня», интеграции дополнительного образования, сотрудничества с организациями культуры и спорта. Планируется использование всех ресурсов, которые есть на территории муниципалитета. Большим плюсом для ресурсного центра в организации внеурочной деятельности является то, что на базе школы расположены ЦДО и ДЮСШ, совместно с ними на основе договоров о соцпартнерстве реализуются самые разнробразные программы. Налажено сотрудничество и с другими учреждениями и организациями райцентра.
Каждый шаг к школе будущего - это новое открытие, новая задача, требующая решения, совместных усилий, анализа уже сделанного. Так что же дает применение новых образовательных стандартов учителю, ученику, родителям, обществу в конечном итоге? Это не праздный вопрос, потому что от эксперимента российская школа уже переходит к практическому их внедрению. Для взрослых, прежде всего, учителей, считают педагоги ресурсного центра, - это пример гражданской ответственности. Одному человеку весь объем задач и проблем, связанных с внедрением ФГОС, не преодолеть, потому в каждой школе необходимо создавать команду лидеров, которая и поведет коллектив за собой.
Разговор о будущем школы был как всегда полон надежд. Правда, учителей удивило, что на сей раз к нему не подключилось руководство муниципалитета. Во всяком случае никто из них на конференции не присутствовал...
Л.Матвеева.