Интервью
- «Несмотря на возросшие нагрузки, личный состав справляется с задачами»
- Станислав Волженцев: «Юмор - мое супероружие»
- Тренер «Новой генерации» Юрий Руднев: «Предложу руководству пересмотреть трансферную политику клуба»
- Андрей Нутрихин: «Все мысли устремлены вперед»
- Начнём с малого -
- Коммунальные кульбиты
- Не скупитесь говорить спасибо
- Альтернатива обеспечена
Как научиться быть на одной волне взрослому и подростку?
В Кажыме прошел очередной День профилактики
ВОТ И ПРОЛЕТЕЛИ очередные летние каникулы. Сентябрь в школах всегда месяц непростой - учащиеся снова привыкают к ритму занятий, к режиму рабочей недели. К сожалению, некоторые подростки, успев за довольно короткий срок испортить отношения и со взрослыми, и со сверстниками, никак не могут «поймать волну», выражаясь языком серфингистов.
Почему пришло на ум такое сравнение? Да просто в этом возрасте обычно девчонки и мальчишки испытывают удивительный эмоциональный взлет, который с годами останется в памяти как самое счастливое время. Беды, обиды, ошибки уже не будут казаться страшными и даже позабудутся, а радость познания мира и самого себя останутся с тобой навсегда и даже после того, как станет невозможно купить билет в детство и отрочество.
Но когда большая волна эмоций выносит тебя на огромную высоту, трудно оседлать эту мощную природную энергию. Оттого побеги из дома, поиски новых, в том числе и взрослых, компаний, что явно небезопасно, пропуски уроков, плохая учеба...
Кульминацией очередного Дня профилактики, прошедшего в Кажыме, как раз было общение представителей территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с подростками, чье поведение вызывает вопросы взрослых.
В одной из предыдущих публикаций, посвященной Дню профилактики в Подзи, мы обратили внимание на тенденцию, прослеживающуюся в последнее время в странах Западной Европы. Там волна роста правонарушений и преступлений среди девочек 13-17 лет, в основном из неполных семей. Так вот на заседание комиссии в Кажыме были приглашены как раз юные леди такого возраста, в основном из одной и той же компании.
На первый взгляд ангельская внешность, в ответах присущая в таком возрасте бравада, желание казаться умудренной жизненным опытом - и в то же время нервное жевание жвачки. Девочка не понимает, что именно такая мелочь в поведении и выдает растерянность и страх.
Почему взрослые никак не хотят принять ее устремлений? Ведь она уже взрослый человек! Но поступки, увы, показывают обратное. Совсем незаурядного интеллекта, она осталась на второй год. Казалось бы, причина весомая, чтобы взяться за ум. Однако с первых же дней нового учебного года особого рвения на уроках с ее стороны не замечено.
Недавно и вовсе отличилась. Вместе с подружкой после дискотеки (лидерских качеств у девушки не отнять) уехала на два дня в одно из сел района, где ни у той, ни у другой родственников нет. Такие приключения могут завершиться трагедией, напоминают взрослые, приводя в пример недавние криминальные случаи в нашем и соседних районах. Но, судя по упертому взгляду, этот реальный мотив для самосохранения девушка никак не желает брать в расчет.
Другая приглашенная на заседание пытается рассуждать на темы дружбы и «предательства» со стороны недавней подружки. В них много эгоцентризма и наивности, свои поступки, судя по всему, 13-летняя школьница анализировать пока не научилась. Тем более, говорят участники заседания, мама всегда и во всем на ее стороне. Хотя надо бы изредка и строгость проявить.
- Дружить надо, - говорит директор школы С.М. Костина ученице. - Дружба - великая сила, но не надо ее путать с другими понятиями и жить все же своим умом.
Собравшихся в классе учителей и представителей территориальной комиссии по делам несовершеннолетних беспокоит, что группа школьниц регулярно устраивает своеобразные посиделки на квартире взрослой жительницы поселка, к которой есть свои претензии у надзорных органов. Возмущена этим и одна из мам:
- Пытаюсь оторвать дочку от этой компании, ругаю, объясняю. Но мне трудно достучаться до нее. Боюсь совсем потерять доверительные отношения с ней.
И эти опасения в общем-то небезосновательны. В другой семье, по-видимому, школьница лишь с появлением в доме папы, работающего на вахте, чувствует себя комфортно. И в этой семье нуждаются в помощи психолога. Может, во время каникул подростку пожить в райцентре, чтобы пообщаться со специалистом?
Пока взрослые пытаются найти рецепт помощи отдельным подросткам, в другом классе со старшеклассниками беседует нарколог Койгородской ЦРБ М.М. Перепаденко. Она быстро нашла верную интонацию в общении с девушками и юношами, включая в канву лекции примеры из собственной практики: «Можно, конечно, и с юмором взглянуть на такие случаи, но на самом деле это страшно». И юные слушатели начали задавать вопросы...
Сотрудник ГИБДД Р.В. Кривуцкий уже завершил занятия с учащимися начальных классов. Ребята опять отвечали на вопросы просто замечательно. Но вот каким будет их поведение на дороге?
На общешкольное родительское собрание пришло немало родителей. Они совместно с учителями и представителями межведомственной комиссии обсуждали наболевшие вопросы воспитания детей и подростков.
Подводя итоги, представители комиссии отметили: и для этого поселка характерны беды, которые были выявлены во время предыдущих Дней профилактики. Здесь вновь осложнилась ситуация с трудоустройством, как было десять лет назад. Мужчины вынуждены уезжать работать вахтовым методом, в том числе и за пределы поселка. Новые рабочие места практически не создаются. И эта социальная неустроенность сказывается прежде всего на атмосфере в семьях.
Есть острая нужда в постоянной психологической помощи, однако не каждый решается обратиться за ней по «телефонам доверия» социальной и иных служб.
Но есть и свои особенности. День профилактики - это не только работа в школе, но и посещение семей, состоящих на учете, общение со специалистами детского садика. Так вот в местном дошкольном учреждении главная проблема - нехватка мест для детей. Мамы записываются в очередь, как и в городах, сразу же после рождения малыша. Но это не гарантирует успеха, сегодня в некоторых кажымских семьях, в том числе и находящихся на грани социального риска, не могут устроить ребенка в дошкольное учреждение. На региональном и муниципальном уровнях принято решение о строительстве нового здания сада-школы в поселке, остается надеяться, что эта ситуация все-таки разрешится...
Л.Матвеева.
п.Кажым.