Интервью
- «Несмотря на возросшие нагрузки, личный состав справляется с задачами»
- Станислав Волженцев: «Юмор - мое супероружие»
- Тренер «Новой генерации» Юрий Руднев: «Предложу руководству пересмотреть трансферную политику клуба»
- Андрей Нутрихин: «Все мысли устремлены вперед»
- Начнём с малого -
- Коммунальные кульбиты
- Не скупитесь говорить спасибо
- Альтернатива обеспечена
Как Чесноковы родине служили
2012-й в России был Годом истории. Одной из важнейших акций нашей газеты в его рамках был поиск потомков наших земляков, участвовавших в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии в 1813-1814 годах. Нам удалось с помощью сотрудников Национального архива Республики Коми и Национальной библиотеки Республики Коми, краеведов нашего района подготовить серию публикаций на эту тему и найти правнуков одного из солдат-ополченцев - Евсея Михайловича Майбурова из Карвуджема, о чем и рассказали на страницах газеты. Сейчас его многочисленные потомки продолжают восстанавливать новые страницы родословного древа и обещают поделиться своими сведениями с нашими читателями.
Продолжаются и наши поиски. Очередной рассказ - о семье Феофилакта Васильевича Чеснокова из Мырпонаиба.
...306 лист Ревизских сказок волостей Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии за 1811 год. В деревне Мырпонаиб Ужгинской волости, судя по записям, проживали тогда 55 мужчин. В хозяйстве Герасима Власовича Чеснокова, умершего как раз в год переписи, значились его дети: Григорий 28 лет (отдан в рекруты в 1810-м), Петр 23 лет, Павел 14 лет, Сава 8 лет; его племянник Василий Емельянович Чесноков 40 лет и его дети - Феофил (Феофилакт) 22 лет, Андрей 18 лет, Терентий 15 лет, Василий 11 лет, Евтихей 7 лет, а также сын Феофилакта Николай одного года.
Это было за год до войны с Наполеоном. Пройдет совсем немного времени, и государственный крестьянин Феофилакт Чесноков станет стрелком 18-й дружины Петербургского ополчения, в составе которого примет участие в заграничных походах российской армии. Как знать, возможно, в войне принял участие и отданный в рекруты его двоюродный брат Григорий Герасимович - эту историю нам еще предстоит распутывать. Пока же достоверно известно: Феофилакт Васильевич, вернувшись в родную деревню, продолжил стезю землепашца и охотника.
Его отец, Василий Емельянович, умер в 1821 году, а через два года, в 1823-м скончался брат Андрей, гласят записи ревизской сказки 1834 года. Потому на попечении Феофилакта в том году была большая семья: жена Аксинья 40 лет, дочь Марина 9 лет, сын Николай 23 лет, а также семьи братьев - дочь Андрея Анна 15 лет; Терентий 37 лет с женой Анной 25 лет, дочерью Еленой 9 лет и сыном Петром пяти лет; Василий 29 лет с женой Екатериной 28 лет, дочерьми Пелагеей 6 лет и Аксиньей одного года, трехлетним сыном Арсением; Евтихей был отдан в рекруты в 1829 году, но в семье проживала его жена Параскева.
Феофилакт Васильевич умер совсем еще нестарым, в 54 года в 1843 году, об этом поведали ревизские сказки 1850 года. К тому времени один из его братьев, Василий, с сыном Арсением «по причине женитьбы» были причислены в Летминскую деревню. Брат Терентий со своим семейством - женой Анной Лукиничной, сыном Петром, снохой Ольгой Ивановной и годовалой внучкой Марьей - проживал в доме Феофилакта. Хозяином же подворья стал сын солдата Николай, у которого с женой Марфой Васильевной к тому времени уже были дочь Степанида четырех лет, сыновья Андрей 8 лет (1842) и Прокопий двух лет (1848).
Через восемь лет детей в доме Чесноковых прибавилось: у Николая Феофилактовича родились дочери Наталья и Клавдия, у его двоюродного брата Петра - сыновья Флегонт и Илья.
Судя по сведениям из метрических книг у Андрея Николаевича Чеснокова, женившегося на Марфе Ивановне, скорее всего, в девичестве Даниловой, были две дочери - Елена, 1871 года рождения, и Евдокия, 1878 года рождения. Были ли другие дети у него, его братьев и сестер, кузенов и кузины, сказать сложно. Скорее всего, надо еще раз «перелопатить» метрические книги.
А если пойти тем же путем, что в предыдущем поиске - воспользоваться похозяйственными книгами 30-40 годов ХХ века? В 1858 году в Мырпонаибе проживало 70 мужчин и 84 женщины. Чесноковых из них - семь семей, причем одна из них - еще одного отставного солдата - Ермолая Карповича, 1807 года рождения. Почти что через сто лет, по записям в похозяйственной книге колхоза «Дружина» за 1940-1942 годы, в этой деревне значится уже 18 семей Чесноковых.
Ищем отчества, схожие с именами сыновей Николая Феофилактовича (Андрей и Прокопий) и Петра Терентьевича (Флегонт и Илья). Задача не столь уж и простая: в ревизской сказке за 1858 год в Мырпонаибе значатся еще один Андрей Чесноков - Иванович (внук Луки Осиповича Чеснокова), и один Прокопий (сын Карпа Васильевича Чеснокова, видимо, брат отставного рядового Е.К.Чеснокова). Вполне возможно, что мужчины с такими распространенными именами рождались и позже. В похозяйственной книге значится, к примеру, семья Степана Андреевича Чеснокова 1900 года рождения, к тому времени Андрею Николаевичу должно было быть 58 лет. А вот глава другой семьи - Чесноков Алексей Андреевич, 1864 года рождения, умерший уже в начале 40-х. Чуть раньше упоминается Евдокия Андреевна Чеснокова 1888 года рождения, но как пояснила ее дочь Калиса Васильевна Шарапова, у нее девичья фамилия Данилова и родом из Пустоши, замуж вышла за мырпонаибского парня.
Было бы проще, конечно, если бы имя оказалось более заметным. Вот, скажем, значащийся в похозяйственной книге Семен Варфоломеевич Чесноков (1878), скорее всего, потомок одного из сыновей Платона Петровича Чеснокова. А Михаил Иосифович Чесноков (1883) - потомок второго сына Никифора Трофимовича Чеснокова (главой этой семьи был в середине ХIХ века старший брат Мокей Трофимович).
Неужели следы потомков солдата Ф.В.Чеснокова опять затерялись? Не хочется в это верить. Уважаемые читатели, может быть, и вы тоже сможете помочь в продолжении поиска?
Л.Матвеева.