Интервью
- «Несмотря на возросшие нагрузки, личный состав справляется с задачами»
- Станислав Волженцев: «Юмор - мое супероружие»
- Тренер «Новой генерации» Юрий Руднев: «Предложу руководству пересмотреть трансферную политику клуба»
- Андрей Нутрихин: «Все мысли устремлены вперед»
- Начнём с малого -
- Коммунальные кульбиты
- Не скупитесь говорить спасибо
- Альтернатива обеспечена
И в легкой улыбке июньского облака...
Испокон веков ее широко отмечали в Карвуджеме, коми деревне, стоявшей когда-то на тракте, уходившем в город.
Первыми ее жителями почти что три века назад были переселенцы из ближних и дальних сел нынешнего Койгородского района. Еще несколько десятилетий назад она была многолюдной, работящей, чтившей традиции предков. А теперь постоянных жителей - всего-то когда четверо, а когда и шестеро. Но многие карвуджемцы, проживающие в райцентре, восстановили отцовские дома и теперь приезжают сюда почти на каждые выходные. А на престольный праздник Троицу сюда уже съезжается народ со всех городов и весей, нынче даже из Питера и Анапы гости приехали!
...Даже не верится, что еще на восходе солнца тишину здесь нарушали лишь птичьи трели. С раннего утра на деревенских улицах останавливается череда машин, к полудню ими заполнены подъезды к небольшой площадке в центре Карвуджема, на которой и проходят обычно торжества. Жители деревни, собравшиеся в родных домах большими семьями, уже успели сходить на деревенский погост, отдать поклон родным. И теперь собираются посмотреть - чем удивят их на сей раз? Здесь нет кулис, нет сцены, рядом на костре готовится уха. Вся деревня и ее околицы - в обрамлении яркой зелени, как будто земной гимн Троице. Самодеятельные артисты из Гривы, Койгородка, Койдина волнуются - как пройдет выступление?
И вот Троица начинает зазывать гостей на празднество, собравшихся окропляют святой родниковой водой, напоминают о давних традициях, угощают суром и пирожками. Только что пел хор «Рябинушка», лирические песни напомнили и молодым и старым о былом. И тут же ведущая, руководитель центра коми культуры Н.Г.Чугаева, приглашает поучаствовать в конкурсах. У кого лучший венок? Какая пара в мешковатых штанах быстрее добежит до финиша? Кто быстрее свяжет банный веник? Песни поют уже «Ивушки», они и инсценировку, вызвавшую дружный смех, придумали.
«Честная Масленица в гости Семик звала, честь ей за то и хвала!» - говорит народная прибаутка. Семик, который дал название всей неделе - это, вообще-то, четверг (четверток) на последней неделе перед Пятидесятницей; на седьмой неделе после Пасхи. В этот день, посвященный в древности верховному богу, совершались главные приготовления к празднованию Троицына дня. С ним связано множество обычаев, в том числе и завивания березки. Вот и этот конкурс завивания лент - напоминание древней традиции. Участвовать в обряде решили и гости издалека, и местные жители. Кстати, гривенцы предложили потом на выбор участникам праздника обереги - берестяные колечки, которые вызвали живой интерес у детей. Ведь именно для того, чтобы они не забывали старинные обряды и традиции, и проводится ежегодно центром коми культуры этот праздник в угасающей деревне. Чтобы помнили о родовых корнях и не забывали дом предков.
А какой же праздник без перепляса? Гривенцы приглашают станцевать в месте с ними. И зрители, оставив печали и горести, что называется, за порогом, охотно откликаются - праздник же!
Умолкла ненадолго музыка, готова уха - пора и за стол. Кто-то расположился прямо на лужайке, кто-то рядом с домом, а кто-то приглашает в избу, где уже с утра ждет угощение. До заката длится веселье. А завтра снова разбудят деревню трели птиц да шелест листвы...
Л.Матвеева.
Фото автора.
Кстати
По венкам загадывали о судьбе
В Кажыме этот православный праздник тоже справляют не один век. Здесь принято ходить с песнями в честь Дня Святой Троицы с березкой в руках, причем главные участники обряда - женщины.
И это не удивительно, издревле Семик был преимущественно девичьим праздником. Накануне вскладчину собирались яйца, пеклись лепешки и пироги, закупались лакомства. Девушки целыми деревнями отправлялись в рощу, на берег речки - завивать березки, «играть песни» и пировать. Отличительная особенность праздника - завивание венков. Их начинали плести с первых летних дней, ведь они - не просто украшение, а оберег от нечистой силы и злых людей. Завивали венки на себя, на родителей, на жениха или просто на знакомых, оставляя их до Троицына дня, когда ходили «ломать венки», то есть, погадав на них, бросать в воду. Венки вешались на березки, по которым девушки загадывали о своей судьбе, бросая их на воду, в пруд или реку, в самый Троицын день. Потонул венок - в этот год замуж не выйти, а, пожалуй, даже и умереть можно, но очень хорошо считалось, если венок всплывет, да еще и против течения.
Вслед за пирушкой девушки начинали водить хороводы. В ближней роще выбирали кудрявую березу, срубали самую густую ветку, украшали ее лентами, втыкали в землю и, ухватившись за руки, сплетались хороводом и пели песни.
В каждой местности праздник приспосабливался к своим традициям, дополнялся обрядами пришлых людей. Вот и в Кажыме, куда с самого начала привозили на заводы крестьян из разных земель, в троицкой традиции переплелось их множество - старых и новых.
- Раньше пожилые женщины знали множество старинных красивых песен. Как они запевали их на одном конце, так потом с ними и шли по улицам и переулкам, к ним народ присоединялся, подхватывая мелодии. Мы, к сожалению, помним не все слова из них, - рассказывают пожилые жительницы поселка, нынче 3 июня прошедшие своеобразным крестным ходом по его улицам. - Потом через неделю деревце, с которым славили Троицу (оно хранится либо у кого-то из участников обряда дома, либо в храме), пустим плыть по воде...
Л.Васильева.